Почему никто не может себе представить подмосковную Коломну без кремля? Чем особенно выделяется коломенский кремль и чем он похож на московский? Кто придумал название городу? Откуда столько калачей и при чем тут бабья доля? На эти и другие вопросы мы задались целью найти ответы, отправляясь нашей небольшой веселой группой в этот старинный купеческий город.
(Фотографии авторские, сделанные смартфоном, не судите строго🙏)
Почему Коломну назвали Коломной?
Название «Коломна» по своему звучанию напоминает слово колонна, однако не имеет к нему никакого отношения. Открыв словарь Даля, увидим рязанские “коломень”, “коломенье” в значении “околица” и пояснение к названию города Коломны — “околица Москвы”. Но возникает вопрос: при чем здесь тогда санкт-петербургская Коломна…
Известный русский историк и писатель Николай Михайлович Карамзин, например, считал, что название города связано с жившими там в 12 веке итальянцами по фамилии Colonna, но эта версия совсем уж сомнительна.
Ученые до сих пор спорят, происходит ли это название от финно-угорского kalma в значении «могила» — или более верна так называемая балтийская версия (от литовских названий рек, начинающихся на Kalm-), в одном они сходятся дружно: колонна тут совершенно ни при чем.
Что ничуть не мешает ей украшать герб старинного русского города на окраине Подмосковья.
Краткая история города
Коломна находится на самом пересечении старинных торговых путей: по Москва-реке и Оке волжане возили хлеб, а по Астраханскому шляху с юга пригоняли скот для откорма на щедрых коломенских лугах. Купцы богатели вместе с городом, строили добротные дома, лучшим столичным архитекторам заказывали проекты храмов. По величине и богатству Коломна долго была вторым городом в Московском княжестве.
Первое летописное упоминание города появляется в 1177 году — Коломна фактически ровесница Москвы.
С тех пор её имя тесно связано с именами русских князей:
- рязанского Глеба Ростиславовича,
- владимирского Всеволода Большое Гнездо (и их междоусобицей),
- Дмитрием Ивановичем Донским — он венчался там с Евдокией Суздальской.
“Южные ворота Москвы” — так величают Коломну примерно с середины 17 века. первый русский военный корабль “Орёл” сошел со стапелей в селе Дединове Коломенского уезда. Купцы активно торгуют, благодаря потоку караванов с зерном, рыбой, солью и т.д., который идёт через Коломну практически непрерывно — инвестируя выручку в промышленность, ткацкие и другие фабрики, вкладывая в строительство домов и храмов.
К слову, в Коломне 19-20 веков не так много было купцов-старообрядцев (в отличие, например, от расположенного рядом Богородского уезда), но несколько известных фамилий мы можем обнаружить:
- “шелкоткацкие” Рыбаковы,
- основатели частного фарфорового завода Кудиновы,
- фабриканты Бутиковы,
- Хлебниковы (первая в России игольная фабрика),
- Шапошниковы.
После революции 1917 года у староверов и храма-то своего не осталось и только в начале 90-х прошлого века тогдашний глава Московской области передал тамошней общине Никольский храм (один из старейших и красивейших в Коломне).
Где мы побывали в Коломне
Автобус привез нас на известную площадь Коломны — Площадь Двух Революций, высадил и уехал искать парковку. Полюбовавшись на колокольню церкви Иоанна Богослова и отметив взглядом памятник Ленину, первым делом мы отправились обедать (заказ делали заранее в кафе “Дом 205” неподалеку; к слову, обед нам понравился, интерьер и обслуживание тоже).
Подкрепились, начинаем культпоход: гид повёл нас на улицу Лажечникова, которая расположена на территории коломенского Кремля и представляет собой пешеходную зону с множеством исторических и культурных строений и объектов.
Иван Лажечников — выходец из богатой купеческой семьи, русский писатель, один из основателей русского исторического романа, самое известное его произведение — “Ледяной Дом” (которое никто из нашей группы, к сожалению, не читал. Дали себе зарок обязательно прочитать, но, как водится, в это слабо верится)).
Примерно с середины улицы Лажечникова свернули в ворота Успенского Брусенского монастыря, который был основан в середине 16 века как мужской, был деревянным, а в Смутное время стал женским и понемногу оброс каменными постройками.
Пройдя монастырь насквозь, нырнули в прохладный сумрак арки одной из сохранившихся кремлевских стен, а вынырнули уже на другой стороне, недалеко от печально известной Маринкиной башни.
Башня эта, на самом деле, официально называется “круглой наугольной”, она самая высокая из сохранившихся кремлевских башен (31 метр) и двадцатигранная, но издалека кажется круглой, отсюда и название.
“Маринкиной” её назвал народ — в честь полячки Марины Мнишек, жены обоих Лжедмитриев (не одновременно, по очереди: сначала первого, потом второго). За обман и предательство была заточена в башне, но по преданию выпорхнула из нее, обернувшись сорокой или вороной, и с тех пор душа её летает над башней в виде птицы, охраняя заколдованные невидимые сокровища. Жуткая легенда.
Неподалеку от Маринкиной башни увидели 12-метровый (вместе с постаментом) памятник Дмитрию Донскому, проект создавал известный архитектор Александр Рукавишников.
Идем дальше, огибая башню, вверх по асфальтовой тропе — и попадаем в совершенно милое жилое пространство, деревню в центре крупного города, на одной из улиц которой проживала сестра писателя А.И. Куприна. В этом доме сейчас что-то вроде мини-гостиницы с аутентичными интерьерами.
От реки идем к Соборной площади.
Соборная площадь коломенского кремля сформирована монастырским комплексом, Успенским собором с колокольней, памятником Кириллу и Мефодию и корпусом бывшего приходского соборного училища, превратившегося впоследствии в школу для мальчиков, а затем и в общеобразовательную школу.
Нам рассказали, что Успенский собор был построен Дмитрием Донским, но через 200 лет был разобран и вновь отстроен только в конце 17 века.
Тогда же был возведен Троицкий Ново-Голутвин монастырь, на месте архиерейского дома коломенского епископа, сейчас в нем живет подарок Валентины Терешковой — верблюд по имени Синай.
Далее наш путь лежал по улице Лазарева к Пятницким воротам — они-то и являлись главным входом в Коломенский кремль, с них началось его строительство, а название им дали в честь святой Параскевы Пятницы.
На воротах молитва, с которой Дмитрий Донской, а потом и Иван грозный въезжали в Коломну:«Спаси, Христе Боже град сей и люди твоя и благослови вход во врата сия».
У Пятницких ворот обнаружилась миниатюрная кофейня с забавным названием «Мне можно» и не менее забавной металлической фигурой коровы (или бычка?) перед входом. Заведение дог-френдли, так что если у вас собачка и хочется совместить свой кофе и её трапезу — в кофейне для этого есть соответствующий уголок и миски.
На стене можно изучить карту города.
Тем временем, у нас был заказан мастер-класс в музее “Калачная” за углом, туда мы и направились.
Музей расположен на уютной старинной улочке, некоторые стены на ней расписаны рисунками и различными полезными высказываниями, а указатели не дадут заблудиться.
Резюме
Старинный город Коломну за 1 день осмотреть, конечно можно... далеко не целиком и то если вы на транспорте. Но мы приняли решение пока ограничиться центром, а после вернуться сюда уже дня на три и со вкусом, с не спеша посетить храмы Коломны, музеи (например, “Музей бабьей доли”, краеведческий); возможно, взять большую обзорную экскурсию.
Вот такие планы. Присоединяйтесь к нашим душевным поездкам: https://t.me/+WmQ9vLGxJwM3Yjky