#185_Бородино
Первые Книги посетителей музея на Бородинском поле
Российский император Николай I, понимая историческое значение памятников Отечественной войны 1812 года, Высочайшими распоряжениями принимает меры по увековечиванию памяти героев Бородинского сражения.
В августе 1839 года, в год 25-летия вступления русской армии в Париж и 27-летия Бородинского сражения, на Курганной высоте Бородинского поля в присутствии императора состоялось открытие памятника в честь великой битвы. В связи с этим на поле проводились смотр и маневры русской армии.
В этот юбилейный год на Бородинское поле был перенесен прах прославленного русского генерала Петра Ивановича Багратиона, а у подножия Курганной высоты появилась небольшая каменная сторожка, в которой жили солдаты-инвалиды – ветераны 1812 года.
25 марта 1839 года император Николай I издает указ «О назначенiи двухъ инвалидовъ для надзора за порядкомъ и чистотою при Бородинскомъ памятнике.». Пункт третий указа гласит: «Означенный памятникъ съ состоящимъ при немъ инвалиднымъ домикомъ, передать въ ведение Комитета, Высочайше утвержденнаго въ 18 день Августа 1814 года.».
Комитет для «призрения увечных воинов» был основан императором Александром I в день первой годовщины Кульмского боя 18 августа 1814 года. Он так и назывался – Комитет 18 августа 1814 года. В 1858 году был переименован в Комитет о раненых, а 12 декабря 1877 года получил наименование «Александровский» (в день 100-летия со дня рождения Александра I).
Комитет имел целью оказывать покровительство лицам, получившим раны, увечья, ушибы, как во время военных действий, так и в мирное время. Кроме того, он имел в своем ведении военные богадельни и другие благотворительные заведения, а также памятники.
В своих действиях Комитет подчинялся непосредственно верховной власти. Председатель и члены Комитета назначались Высочайшей властью.
Солдаты-инвалиды, поселившись в сторожке, стали первыми хранителями Бородинского поля, сберегая для потомков все, что осталось здесь как напоминание о грозных и героических днях: укрепления, монумент на Центральной высоте, могилу П.И. Багратиона.
Это было начало той работы, которую мы сейчас именуем «музейной». В сторожке хранились ядра и картечь с мест битвы, висели старые планы и карты. В приведенном Именном указе император Николай Iпредлагал: «5)… хранить за стекломъ въ домике инвалидовъ одинъ экземпляръ плана Бородинского сраженiя изъ Военно-Топографическаго Депо, покрывъ планъ этотъ лакомъ для большей прочности.».
В эту первую Книгу посетителей, созданную в 1839 году, свои отзывы и впечатления приезжавшие на Бородинское поле гости оставляли по август 1910 года.
В 1912 году эта Книга экспонировалась в 3-м зале Выставки 1812 года, устроенной Комитетом по созданию в Москве музея 1812 года. В каталоге (М.,1913) зала Бородина под № 181 значится: «Книга посещенiй Бородинскаго поля съ 1839 г. по 1911 г. Собств. Музея 1812 г. Даръ Александровскаго комитета о раненыхъ.».
Юбилейная выставка была развернута в пяти залах Исторического музея на Красной площади. Дальнейшая судьба Книги неизвестна.
В 1989 году, в год 150-летия со дня основания Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника, коллектив музея с большой радостью принял подарок Государственного Исторического музея.
Коллеги-музейщики передали на постоянное хранение Книгу посетителей Бородинского поля. На коленкоровой обложке золотым тиснением надпись: «Книга посетителей Бородинскаго поля сраженiя 26-го Августа 1812 г.». На первой странице печатный текст, уточняющий сведения о Книгах: «Первая книга посетителей съ 26-го августа 1839 г. по 25-е августа 1910 г., постановленiемъ Александровскаго Комитета о раненыхъ, 29-го iюля 1910 года, по журналу № 20, передана на вечное хранение въ Музей 1812 г. въ Москве, на средства котораго изготовлена сiя вторая книга.».
И ещё в сторожке велась Книга для записей посетителей. Можно с уверенностью сказать, что эта Книга посетителей была изготовлена Комитетом, Высочайше утвержденным 18 августа 1814 года.
О её существовании писал Никита Павлович Тимофеев (писатель, судебный деятель) в своих путевых заметках 1878 года. Во время пребывания Н.П. Тимофеева на Бородинском поле сторожка была закрыта, велись капитальные ремонтные работы, и поэтому, как пишет Н.П. Тимофеев в своем очерке «По полям Бородина» (М.,1880): «… заветная книга для подписи наших фамилий была подана нам в тарантас. Мы с интересом пересмотрели ее и вписали в нее свои имена и фамилии».
Далее описаны впечатления Н.П. Тимофеева от просмотренной Книги посетителей: «Судя по книге, памятник и до сего времени посещается нашими соотечественниками весьма усердно. В нем мы нашли несколько подписей ЧЛЕНОВ ныне ЦАРСТВУЮЩЕГО ДОМА, от времени до времени посещающих это историческое для всей России место. Немало подписей в этой книге принадлежит ветеранам 1812 года, представителям многих исторических фамилий и военного сословия. Многие ограничиваются только подписью своего звания и фамилии, а перед многими подписями мы заметили целые тирады, изречения и мысли писавших, которые они тут же излагали на письме под наплывом охватившего их патриотического чувства или памяти к погибшим. К сожалению, нам не удалось сделать из книги некоторых таких выписок. Сильный дождь, не перестававший от времени до времени вспрыскивать нас во все время пребывания нашего в Бородине, усилился в эти минуты до того, что мы едва успели вписать в книгу только наши фамилии.»
Вторая Книга посетителей Бородинского поля начинается 26 августа 1910 года, в день 98-й годовщины Бородинского сражения. Последняя подпись в ней поставлена 31 августа 1912 года.
Среди именитых гостей в этот период Бородинский музей посещали: 26 августа 1910 года - «Генералъ майоръ Князь Багратiон Подполковникъ Князь Багратiон», под автографами рукой полковника Генерального Штаба В.А. Афанасьева написано: «Настоящие потомки героя Князя Петра Ивановича Багратиона молились и вспоминали всех павших», 29 августа 1910 года – состоящий в распоряжении Военного министра заслуженный профессор Михайловской артиллерийской академии генерал-лейтенант Григорий Александрович Забудский, 29 августа 1911 года – светлейший князь генерал-адъютант Дмитрий Борисович Голицын, его супруга Екатерина Владимировна, дочь Евдокия, дочь Екатерина с супругом графом Георгием Александровичем Шереметевым вместе с графом Павлом Сергеевичем Шереметевым, членом комитета по подготовке к празднованию 100-летия Отечественной войны 1812 года.
В собрании музея-заповедника хранится ещё одна уникальная «Книга посетителей Бородинского музея 1812 года на станции Бородино».
Музей был торжественно открыт 11 февраля 1903 года по инициативе служащих станции Бородино Московско-Брестской железной дороги в небольшой, но высокой и очень светлой комнате здания вокзала.
Для обозрения публики были выставлены различные предметы Отечественной войны 1812 года. Ключи от музея хранились у начальника станции и с его разрешения музей открывался для посетителей.
Управление Московско-Брестской железной дороги, в ведении которой находился музей на ст. Бородино, популяризировало историческое место Бородинского сражения. Им были изданы литографированная опись музея, альбом «Бородинское поле сражения. Его прошлое и настоящее».
К 100-летнему юбилею Бородинского сражения Московско-Брестская железная дорога, переименованная 4 мая 1912 года в Александровскую (в честь императора Александра I и в связи со 100-летием Отечественной войны 1812 года) изготовила Книгу посетителей Бородинского исторического музея на ст. Бородино.
Книга в красивом темно-зеленом коленкоровом переплете. На обложке золотым тиснением надписи: в центре – «Бородинский музей», в верхнем левом углу вензель Александра I, под ним – «М.П.С. Александровская железная дорога». На первом листе печатными буквами заглавие: «Бородино 26 августа 1812», далее записи посетителей.
Со временем обложка Книги потерлась, листы загрязнились, края их стали неровные, книжный блок расшатался, отдельные листы между собой не скреплены.
В Книге, полностью заполненной на 73 листах, можно найти немало интересных имен, связанных с посещением поля русской славы и музея на ст. Бородино.
В день юбилейных торжеств на Бородинском поле 26 августа 1812 года первую запись в Книге посетителей музея ст. Бородино сделал потомок М.И. Голенищева-Кутузова – генерал-лейтенант Дмитрий Леонидович Хорват.
В ней оставили свои автографы: внук партизана Д.В. Давыдова – Денис Владимирович Давыдов, сестра В.В. Маяковского Ольга Владимировна, доктор Русской истории Д. Цветаев.
Частыми гостями являлись полковники Генерального штаба В. Никольский и В. Афанасьев. Много имен офицеров и солдат, уезжавших на фронт Первой мировой войны. Позже имеются подписи красноармейцев, командиров Рабоче-Крестьянской Красной Армии.
Последняя запись посетителей, почитающих память доблестных русских воинов, датирована 1922 годом.
Слова российского императора Николая I, сказанные им в 1837 году о том, что «В Бородино будут ездить все те, коим отечественные воспоминания дороги», подтверждены не только осмотром Бородинского поля огромным числом гостей, но и многочисленными записями, сделанными на бумаге в Книгах посещений. Это доказательство неравнодушия к героическому прошлому своего народа сохраняется в документальных источниках для последующих поколений.
Материал: О.В. Кравченкова, хранитель музейных предметов