Не всякое наше благое дело, совершаемое нами, приносит нам благодать Святаго Духа. А только ради Христа делаемое.
Мы все себялюбцы, эгоисты, гордецы, поэтому всякое доброе дело конвертируем для себя, а не для Бога.
Преподобный Серафим Саровский уподобил стяжание благодати Святаго Духа стяжанию материального богатства. Вот так вот! Он ведь из купцов был. Что вы хотите? Для него это родное.
Короче говоря, это поиски, преследование мзды. Только мзда разного рода совершенно.
Как начинается история для стяжания Духа Святаго Божьего?
Прежде всего, как сказал один новомученик, книгу написал даже,
без Церкви нет спасения! ВСЁ СОВЕРШАЕТСЯ В ЦЕРКВИ!
Наше спасение и стяжание Духа Святаго Божьего совершается в Церкви!
А что самое главное в Церкви?
Таинства! Благодатные каналы, по которым благодать Божия даётся нам.
Прежде всего, как некие шлюзы или врата, мы попадаем в Церковь при помощи двух Таинств. Они идут один за другим.
Таинство Крещения и следующее за ним Таинство Миропомазания.
И, конечно, самое главное Таинство, Величайшее, Величайшая Святыня - это - ЕВХАРИСТИЯ! ПРИЧАСТИЕ!
Преподобный очень большое внимание уделял частому Причащению. Призывал всех к частому Причащению: он говорил, что душа человеческая просветляется от этого Таинства.
Не вдруг! В духовной жизни ничего вдруг не бывает.
Вдруг можно обидеть, оскорбить, ударить. Это всё можно сделать. А самое стоящее , настоящее делание, совершается постепенно. С трудом. И очень незаметно.
Что из себя представляет Таинство?
Таинство - это не волшебство.
В Таинстве нам даётся залог будущих благ. Не сами блага!
Нам даётся благословение Божие.
Чтобы мы своим трудом, подвигом стяжали эти блага.
И, конечно же, Таинство исповеди и покаяния.
Что происходит?
На веру и решимость человека исправить свою жизнь опять же даётся Божье благословение, опираясь на которое мы можем себя изменять.
Никакого автоматизма, никакого волшебства.
Некоторые как рассуждают:
"Надо обязательно на исповеди прочитать все грехи, тогда происходит прощение...
А если какой грех забыл? Из памяти выветрился.. то всё, ничего не поделаешь...Не прощен..."
Это слишком буквальное, формальное понимание Таинства.
Прочтение по пунктам всех грехов не является гарантией, залогом, что они прощены и, самое главное, искоренены.
Я приведу мысль одного ныне покойного протоиерея. Всеми известного в Москве, и не только в Москве.
Он так сказал: "Прощенный грех - это тот, который искоренён!"
А один святой жизни человек сказал: "Вот, священник накрывает епитрахилью и и разрешительную молитву читает, "прощаются, разрешаются" и так далее, а Господь с небеси посмотрит и скажет: "А я не прощаю и не разрешаю! И всё"
Нет никакой магии! В Церкви всё совершается маленькими, незаметными действиями и движениями.
Это сродни, как Христос нам сказал: вот, человек посадил семечко, приходит сегодня, завтра, послезавтра, смотрит, а никаких изменений. Ничего не происходит. Как было, так и есть!
Человек старается, поливает, ухаживает и, спустя какое-то время, пробивается росточек.
А еще через продолжительное время может дождаться и плодов тоже.
Священник Александр КОПЯТКЕВИЧ. 1 августа 2024 год.