Самая красивая армянская церковь находится не в Армении. А где тогда, может быть, на Ближнем Востоке или в Европе? Нееет, самая красивая армянская церковь находится в самом красивом городе России - В Санкт-Петербурге. Это уникальный город, с невероятно красивыми шедеврами архитектуры разных веков но вы мне скажете, что Санкт-Петербург не входит в топ 5 городов по численности армянского населения в России. Казалось бы, ну о чем тут тогда вообще говорить? На самом деле, с момента начала активного переселения армян в Россию, в 18 веке. Санкт-Петербург был столицей Российской империи, и именно тут принимались самые судьбоносные решения для армян. Ну и самое главное, в Питере находится наверное самая красивая и уникальная армянская церковь прямо в самом центре Северной столицы России. На знаменитом Невском проспекте.
В сегодняшней статье давай подумаем. Как и когда появилась армянская церковь святой Екатерины? Почему церковь входит в число шедевров раннего классицизма? Что пришлось пережить армянской церкви в Санкт-Петербурге? Какие известные личности помогали в строительстве и сохранении шедевра?
Санкт-Петербург был основан в 1703 году, а армяне появились в новом городе почти сразу же после его создания. В 1710 году была создана армянская община, потому что Петр 1 Великий был очень заинтересован, чтобы в новый город, который он построил пришли жить и работать армянские купцы и ремесленники.
Таланты нужны везде, особенно в новых городах, с выходом в балтийское море и возможностью вести торговлю с европейскими странами. Где деньги - там армяне, поэтому, Санкт-Петербург им очень понравился, они здесь обосновались и уже в 1714 от армянского священнослужителя Минаса было подано первое прошение о строительстве церкви в городе на Неве.
В Петербурге армяне изначально заселяли Васильевский остров. Почему именно его? Да потому что это был центр деловой жизни города. В 30-х годах XVIII века в районе 3-й линии между Большой и Малой (нынешний Средний проспект) возникла Армянская улица на обширном земельном отрезке, который принадлежал выходцу из Новой Джульфы, одному из первых армянских переселенцев, крупному промышленнику Луке Ширванову (Ширванеци).
Лука Ширванов очень упорно добивался строительства армянской церкви в Северной столице, но почему-то тогдашние церковные власти России- Синод очень долго морозились, не давали разрешения на строительство. Но это разве повод сдаваться для армян? За армян вступились видные деятели города, даже приближенные к царскому двору, в итоге, церковь появилась только в 1776 году благодаря указу нашей хорошей подруги Великой Императрицы Екатерины 2.
Строительные работы начались в мае 1771 года при финансовой поддержке мецената Ивана Лазарева, сына богатейшего армянского купца Лазаря Назаровича Лазаряна, в середине 18 века переехавшего со своим семейством в Россию из Ирана.
Строительство церкви связано с именем архитектора Юрия Матвеевича Фельтена. Он спроектировал огромное количество архитектурных памятников города в Санкт-Петербурге, признанных позднее шедеврами мировой архитектуры, один из таких проектов - это армянская церковь святой Екатерины. Вы просто посмотрите на эти цвета и прекрасные белые колонны, кстати, церковь спроектирована в стиле раннего классицизма, этот же стиль использовался для строительства знаменитого зимнего дворца в Санкт-Петербурге.
Ну и вишенкой на торте является местоположение церкви, это самый центр Северной Столицы России, невский проспект, от того интерес к церкви огромный даже со стороны туристов, потому что просто прогуливаясь по центру города ты натыкаешься на такую красоту, пройти мимо просто невозможно.
18 февраля 1780 года армянский архиепископ Иосиф (Аргутинский) в присутствии князя Григория Александровича Потемкина-Таврического, фаворита царицы Екатерины II, совершил освящение храма во имя великомученицы Екатерины, небесной покровительницы Императрицы.
Так была освящена память о благодеяниях императрицы, чьим именным высочайшим указом от 2 мая 1770 года была предоставлена принадлежавшая лично ей земля для строительства армянской церкви.
Армянский храм св. Екатерины также связан с именем великого армянского зодчего Александра Ивановича Таманяна. В 1900—1906 годах молодой архитектор произвел новый капитальный ремонт здания, укрепив стены и перекрытия и сделав хоры. Здесь же будущий градостроитель Еревана венчался со своей невестой Камиллой Эдвардс в 1908 году.
В 20 веке армянская церковь в Северной Венеции как и сам город пережил огромное количество событий. Не будем вдаваться в подробности, я просто перечислю события, а вы держите в уме, что на тот момент Санкт-Петербург был в эпицентре всех этих событий. Итак, две революции, гражданская война, гонение на религию со стороны большевиков и закрытие церквей, Вторая мировая война, полная блокада Ленинграда и ежедневные бомбардировки города, распад советского союза и период бандитизма, позже получивший название Бандитский Петербург.
Как вы думаете, армянская церковь смогла это все пережить? В 1994 году силами армянской общины и друзей армян, под руководством главы Российской и Ново-Нахичеванской епархии армянской-апостольской церкви Езраса была произведена очередная реставрация. Церковь получила второе дыхание и вернула свой прекрасный облик.
Ну и давайте несколько слов посвятим нашей питерской общине, по сути без их активнейшей деятельности в Санкт-Петербурге так бы и не появилась Армянская церковь. В ХIХ веке среди армян города значительное число представляла интеллигенция, военные, торговцы, ремесленники, ювелиры и строители. В историю Армении и России вошли имена многих сыновей армянского народа, жизнь и деятельность которых была связана с Санкт-Петербургом. Известные семьи: Лазаревы, Абамелики, Деляновы, духовный предводитель российских армян архиепископ и князь Иосиф Аргутинский, генерал М.Т. Лорис-Меликов и адмирал Серебряков и это я еще не всех называю.
А Уже во второй половине ХIХ веке в Петербурге была многочисленная, активная и прекрасно образованная армянская молодежь, обучающаяся во многих высших учебных заведениях столицы. В последующем многие из них сыграли важную роль как в деле становления и укрепления армянской государственности и культуры, так и развития российской культуры и армяно-российских связей. Среди них известный художник, крымский армянин И.К. Айвазовский, поэт и мыслитель М. Налбандян, архитектор А. Таманян, художники Г. Башинджагян и В. Суренянц, композиторы М. Екмалян и А. Спендиарян, историки Н. Адонц и Я. Манандян.
Город сам проявлял большой интерес к изучению армянской культуры и истории. В Санкт-Петербургском университете началось преподавание армянскому языку (1818г.), по высочайшему указу Николая I была основана кафедра армянского языка (1844г.), производились научные экспедиции в Армению, издавались литературные сборники и т.д.
Новый этап в жизни армянской общины начался после революции 1917г.. Армянская диаспора Ленинграда заняла в областях науки, техники, культуры одно из ведущих мест. Выдающиеся деятели науки и культуры, такие как инженер О. Адамян, братья Орбели, астрофизик В. Амбарцумян, артист В. Папазян, востоковед Ю. Петросян и многие другие, трудились именно в Санкт-Петербурге.
Вот видите? Сначала они приходят в новопостроенные города, поднимают экономику. А когда они уже осваиваются в городе, по мере его культурного и научного развития они начинают рисовать шедевральные картины, пишут стихи, исследуют мир и делают научные открытия для вас. Взамен они лишь просят у вас разрешения построить самую красивую церковь в мире. Ну разве не прекрасные люди? Армян Санкт-Петербурга не потопить и не сломить, несмотря на не самые лучшие времена, они все равно выстоят с божьей помощью.