В выходные от души насладилась фильмом "Мертвый сезон". Более опытным киноманам может показаться странным ,что я его до сих пор не видела. Но я не видела много советских фильмов, так что теперь потихоньку заполняю этот пробел - с учетом моих предпочтений, разумеется.
Люблю я советское кино о разведчиках! За стиль, за интригу, за сложности человеческих отношений. Безумно интересно смотреть, как два очень сдержанных (по природе и по работе) человека ведут интеллектуальную дуэль двусмысленными фразами и многозначительным выражением глаз.
Ну и, конечно, я люблю эти фильмы за героев. Наши разведчики всегда внушают спокойствие. Можно волноваться за них. Но за страну и мир при просмотре не волнуешься. Потому понятно: эти ясноглазые, спокойные, уверенные и умные мужчины всегда всех спасут, хотя, может быть, не смогут спасти себя. И они всегда красивы. Прежде всего, красотой интеллекта и души.
Может показаться, что я пишу с иронией, но нет (может, самую чуточку, чтобы сбавить пафос).
В этом смысле Донатас Банионис в бессменной озвучке Александра Демьяненко идеально вписался в когорту наших героев "невидимого фронта". Могучий интеллект, умное волевое лицо, доброта и жесткая уверенность одновременно, даже красивое пальто и белый воротничок - все у его героя в наличии. Не знаю ,как, но он вывозит даже несколько затянутые сцены, делая их интересными и многозначительными.
Но мне в душу, признаться, больше запал другой герой - актер ТЮЗа Иван Савушкин в исполнении Ролана Быкова. В очередной раз убеждаюсь - Быков в кадре всегда всех переиграет и сделает это легко и непринужденно. Поэтому с ним надо ставить кого-то только на контрасте. Здесь получилось удачно. У эмоционального Савушкина и спокойного Ладейникова (его как раз играет Банионис) получился отличный дуэт! И это несмотря на то, что у них два полноценных диалога за фильм и чуть больше совместных сцен. Если Банионис (и его герой) - это хорошая основа фильма, то Быков со своим Савушкиным - его украшение.
- А вы знаете, что такое цирроз печени?
- Первый раз слышу.
- Так вот, это очень опасная болезнь, и она бывает при злоупотреблении алкоголем. Мне с этого черного пива просто душу воротит.
- А вы попробуйте перейти на светлое... (про оперативную работу, когда Савушкину все время приходилось пить)
Очень зацепила тема выбора. Савушкин не хочет сотрудничать с разведкой. Не хочет ехать в чужую страну опознавать международного преступника. "И потом, я просто боюсь!" - эти слова произносит человек, прошедший концлагерь и саперные войска. "Неужели вам недостаточно двух ранений!" - читаем как "я уже послужил стране, больше не хочу, что вам еще надо?!" Внезапное проявление обычной человеческой слабости в героическом фильме. Надо же, обычный человек, даже герой войны, не готов жертвовать собой по первому свистку.
Но - поедет. Опознает. И подвергнется страшной опасности. Потому что бывает такие случаи, когда просто НАДО. Можно бояться, негодовать, ругать всех, но сделать - надо. Ради чего-то бОльшего, чем собственное благополучие. И актер, а в прошлом фронтовик Савушкин это прекрасно понимает.
Интересно, что в фильме есть еще герой, поставленный перед похожим выбором, но в более безопасных условиях, - католический священник. И он отказывается сообщить информацию о преступнике. Не из высоких моральных соображений (сведения рассказали на исповеди), а потому что "Вы знаете, что у нас бывает за разглашение тайны исповеди?" Делает тот самый выбор в пользу себя, который сейчас активно пропагандируют. Только быть человеком - это, наверное, тоже значит "выбрать себя". Интересно, что актер - представитель профессии, к которой относятся весьма неоднозначно - оказывается более гуманным и отважным, чем человек, чья прямая задача - спасать. Как можно спасти чужие души, если ты свою-то не в состоянии?
К вопросу о человеческих слабостях. Мы бы не поняли разведчика Ладейникова, если бы он начал избивать поверженного врага. Но прекрасно понимаем Савушкина, который не удержался от пары пинков этому врагу.
Не знаю, как сегодня бы оценили массовую драку в финале. По мне так она весьма реалистичная. Наверное, так и получилось бы, если бы сошлись люди одинаково разъяренные и целеустремленные, но с разными физическими возможностями.
Про сам сюжет не рассказала. И не буду. В названии "Мертвый сезон" есть что-то загадочное. Пусть для не посмотревших фильма так и останется. А кто посмотрел, тот и сам все знает. Скажу только ,что этот фильм для меня похож на "Последнее дело комиссара Берлаха", хотя про комиссара я люблю все же немного больше.
P.S. Когда Савушкина пытаются уговорить сотрудничать с разведкой, а он говорит: "Не могу я подвести коллектив"..."Да у нас елки скоро", я поняла, кто был предтечей Трошкина в "Джентльменах удачи". Обожаю такие отсылки)))
P.P.S. Савушкин на сцене показывает спектакль из жизни "Клуба знаменитых капитанов". Это культовый советский кроссовер персонажей из книг, который активно действовал на радио, в книгах и вот даже на сцене. Целая франшиза)))) и заметьте, задолго до всяких "Лиг выдающихся джентльменов".