Почему все решили, что какая-либо качка в вагоне это нормально? Я смотрю, что многие романтизируют качающийся вагон. На этом канале это можно увидеть в комментариях к роликам и к статьям про бесстыковой путь. Многих огорчает отказ от стыка, главного виновника возникновения колебательного движения.
Отсюда делается вывод о том, что без стука колес и качающегося вагона, это уже не настоящая железная дорога. Ездить по такому бесстыковому (бархатному) пути совсем не хочется. Я определил несколько причин почему людям нравится качающейся вагон:
- Мягкие колебания могут создавать ощущение комфорта;
- Многие люди испытывают ностальгические чувства, вспоминая, как они катались на поездах в детстве. Эти воспоминания могут быть связаны с радостью;
- Постоянный ритм качания может быть успокаивающим. Он может способствовать расслаблению и даже засыпанию;
- Путешествие на поезде для многих ассоциируется с приключениями и романтикой. Одно лишь качание вагона может создавать всю атмосферу
Я еще не встретил ни одного комментария, в котором бы говорилось, что качка это плохо и как бы было хорошо ездить в вагоне с максимально плавным движением. Или вообще не чувствовать движения.
При этом развивающийся железнодорожный транспорт идет к тому, чтобы как раз минимизировать возникающие во время движения колебания. Бесстыковой путь. Проектирование плавной геометрии железнодорожного пути. Совершенствование конструкции вагона, позволяющей гасить всевозможные колебания. Совершенствование технологии сцепки вагонов. И на то есть причины.
Вредные колебания для железной дороги
Любая качка, любые колебания вредны как для поезда, так и для железнодорожного пути. Колебания увеличивают динамическую нагрузку, передаваемую рельсам от колесных пар. Это увеличивает вероятность возникновения микротрещин. Из-за колебаний в деталях вагона также повышается вероятность возникновения микротрещин, тем самым уменьшается срок эксплуатации вагона. Колебания, это знакопеременные нагрузки, которые приводят к снижению прочности. Это явление называют усталостью материала.
Вы когда-нибудь задумывались, почему в самих правилах технической эксплуатации железных дорог (ПТЭ) на прямых участках допускается содержание одной рельсовой нити на 6 мм выше другой?
Я нигде не находил обоснование этого допуска, но могу допустить, что это попытка снизить поперечные колебания, путем направления проекции вектора ускорения свободного падения в одну сторону.