Особый исследовательский интерес изучения особенностей развития психических процессов и становлении самосознания личности представляет подростковый возраст. Именно в момент пубертатного развития в структуре личности выделяется и оформляется такой важнейший компонент «Я-образа», как самоотношение – сложная психическая система самовосприятия [1].
Самоотношение как компонент «Я-концепции» лежит в основе формирования самооценки, рефлексии, уровне притязаний, и определяется такими понятиями, как самоуважение, аутосимпатия, которые преломляются в положительное или отрицательное отношение подростка к самому себе. В зависимости от представлений личности о себе, самоотношение может формироваться в позитивном, негативном и конфликтном аспекте. Формирование самоотношения в подростковом возрасте при сохранении детско-родительских контактов происходит под воздействием семейных отношений.
В психологии детско-родительские отношения принято рассматривать как систему, с одной стороны, родительского эмоционального отношения к ребенку, с другой – восприятие родителей ребенком. Система детско-родительских отношений включает способы и модели поведения родителя с ребенком, причем, важным аспектом данного процесса выступает обратная связь в модели «ребенок-родитель» с переменчивой модальностью. Характерной особенностью семейных взаимоотношений выступает двойственность и поляризация. Разные комбинации детско-родительских контактов устанавливают различные типы или стили данных взаимоотношений
Единой классификации типов детско-родительских отношений на сегодняшний день не выделено: авторы определяют собственные варианты родительского поведения, наделяя однородные понятия качественно новыми характеристиками. В рамках нашего исследования было выделено девять типов детско-родительских отношений: авторитарный, демократический, попустительский, хаотический, гиперопекающий, гипоопекающий, гиперсоциализирующий, тип «эмоциональное отвержение» и анархический. Стоит отметить, что исследования многих психологов свидетельствуют об отсутствии чистых видов детско-родительских отношений в реальной жизни. Смена стиля детско-родительский отношений хоть и трудна для родителя, но возможна, что открывает перспективы изучения данного вопроса с точки зрения исправления искажения детско-родительских взаимоотношений.
Целью исследования явилось выявление особенностей взаимосвязи стиля детско-родительских отношений и самоотношения в подростковом возрасте. В качестве инструментария были использованы методы психодиагностики: тест-опросник самоотношения (ОСО) и тест-опросник «Детско-родительские отношения подростков» (ДРОП).
В исследовании приняли участие учащиеся 10-х классов МАОУ Гимназия №25 города Краснодар (n=52). Выборку составили девочки (n=28) и мальчики (n=24) в возрасте от 14 до 15 лет.
Исследование особенностей взаимосвязи детско-родительских отношений и самоотношения в подростковом возрасте у девочек показало наличие прямой связи между ожидаемым отношением окружающих к подростку и внутрисемейными отношениями. Иными словами, чем лучше отношения девочки-подростка с родителями, тем лучше ее мнение о представлении окружающих.
В семьях, где между супругами и ребенком настроены теплые дружеские отношения, подросток не ожидает негативного отношения к себе окружающих. Напротив, он расположен к общению, адекватно оценивает свое социальное положение.
В результате исследования особенностей взаимосвязи детско-родительских отношений и самоотношения выборки мальчиков подростков, было выявлено наличие прямой связи между: удовлетворением потребностей ребенка и ожидаемым отношением от окружающих; оказанием поощрения и самопониманием; эмпатией со стороны родителей и самопониманием ребенка.
Иначе говоря, качественное и полное удовлетворение потребностей мальчика-подростка, уверенность родителя в верности выбранных воспитательных мер ведет к формированию у мальчика ожидания позитивного отношения к себе окружающих.
Выявленная прямая связь между параметрами детско-родительских отношений «эмпатия» и «оказание поощрения» и параметром самоотношения «самопонимание» свидетельствует о том, что выраженность эмпатических способностей родителей в процессе общения и поощрение достижений ребенка ведут к росту самопонимания мальчика-подростка.
Таким образом, между детско-родительскими отношениями и самоотношением в подростковом возрасте обнаружена прямая связь, выражающаяся в непринятии подростком собственного «Я» при плохих внутрисемейных отношениях, излишней позитивной оценке со стороны родителей и «залюбливании» ребенка. Самообвинение подростка переходит в критические формы при условии полного игнорирования родителями потребностей подростка. Также, общий уровень конфликтности в семье оказывает формирующее влияние на представление подростка об оценке окружающих: ребенок из семьи, где конфликты редкость, ожидает позитивного отношения к себе от знакомых.