Главная обязанность правителей Руси времен монголо-татарского ига - ежегодная поездка в ставку Орды для получения нового или продления старого ярлыка на княжество.
Буквально за несколько лет правления монголов, русские князья смогли изучить и принять большинство их обычаев, а так же выработать несколько тактик взаимодействия с ханами, которые могли бы их «задобрить».
Читайте также: «Как гордый Даниил Галицкий хану кланялся»
Для успешной деятельности в условиях ига, требуются политическая гибкость и широкий кругозор. Необходимо маневрировать между интересами «хозяев» и интересами своей области.
Далеко не всем это удавалось, за что многие из них поплатились жизнью.
1. Михаил Всеволодович
Князь Черниговских земель. С самого детства отличался стальным характером, фанатичной (даже по тем временам) верой и преданностью Христианству.
В 1246 году вместе с несколькими князьями был вызван на ставку в Орду - дипломатическая миссия была собрана в течение нескольких дней.
Перед входом в место заседания Хана, каждый гость должен был провести обязательный ритуал: поклониться шатру и пройти между двух горящих костров - для очищения от злых духов. В последнем Михаил Всеволодич узрел огнепоклонство и категорически отказался от обязательных действий со словами:
«Я могу поклониться царю вашему, ибо небо вручило ему судьбу государств земных; но христианин не служит ни огню, ни глухим идолам».
Стоит отметить, что вышеуказанный ритуал не подразумевал унижения христиан или представителей других религий. Будучи кочевым народом, монголы лояльно относились ко всем вероисповеданиям, однако того же требовали взамен.
После отказа князя от ритуала, монголы пришли к выводу, что он решил навести порчу на Хана. После переполоха Батый отдал приказ казнить Михаила Всеволодовича и его сопровождение.
2. Роман Олегович
Правил обширными территориями Рязанского княжества. На момент получения князем ярлыка, к власти в Орде пришел Менгу-Тимур - принципиальный хан с твердым, жестоким характером.
Во время сбора дани ордынскими представителями - баскаками, один из них услышал, как Роман Олегович в личном разговоре с доверенным лицом «... хулит хана и бранит монгольскую веру...».
В 1270 году Хан вызвал к себе князя. Чувствуя неладное, Роман Олегович распределил уделы княжества между детьми, фактически, раздав наследство.
Ощущения русского правителя не подвели. Как только он зашел в шатер хана Менгу-Тимура, тот сразу поставил ультиматум: «... Либо веру татарскую ты, князь, принимаешь, либо казнь тебя ждет мучительная...».
Ромен Олегович выбрал второе. Его бросили в темницу и на следующий день казнили.
3. Дмитрий Михайлович
Дмитрий Михайлович «Грозные очи» в отличие от вышеописанных князей никогда не обладал крепкой верой или принципиальностью. Главные черты этого правителя: мстительность, вспыльчивость и бесконечная любовь к отцу. Из-за этих качеств он и лишился жизни в ордынской Ставке.
Так вышло, что отец Дмитрия Михайловича был казнен в очередной поездке на поклон хану. Основанием для казни стали ложные показания Юрия Московского.
Здесь вмешалась судьба: в 1325 году Дмитрий Михайлович и Юрий Московский встречаются в ордынской ставке. Разгневанный Дмитрий достает меч и убивает оппонента.
Суд над молодым князем проходил несколько дней, однако решение было не в пользу Грозных очей: хан решил казнить русского правителя за такое самоуправство.