Найти тему

ЗАЧЕМ РЕБЕНКУ УСПЕХ?

Наталья Калинина – аспирант 2015г. (Медицинская психология), педагог-психолог, судебный эксперт
Наталья Калинина – аспирант 2015г. (Медицинская психология), педагог-психолог, судебный эксперт

Тема успеха всегда обсуждаема. Обычно об этом говорят взрослые люди, они же нередко задают себе вопрос о том, как прийти к успеху. На сколько вы успешны судить вам, однако, если вы еще не знаете путь к личному успеху, то и ваш ребенок также не ведает о своем пути к нему.

КАКАЯ СВЯЗЬ?

Всем известно, что базовые навыки дети получают в семье. Возможно кто-то пожелает возразить и скажет, что иногда встречаются исключения из правил, например, в среднестатистической семье ребенок может достигнуть большего успеха в той или иной области жизни, несмотря на то, что родители остались на уровне ниже среднего. Это верно, но в тоже время не следует забывать об отличии в размахе притязаний на успех, т.к. у каждого он свой.

Успех — это достижение поставленных целей в задуманном деле, положительный результат чего-либо, общественное признание чего-либо или кого-либо. Понятие успеха субъективно, его критерии зависят от контекста и точки зрения наблюдателя. То, что для одного человека будет успехом, другому может казаться полным провалом. (интернет источники)

КАК РОДИТЕЛИ ОПРЕДЕЛЯЮТ УСПЕШНОСТЬ РЕБЕНКА?

Обычно, основными критериями родителей являются школьные отметки ребенка, отсутствие замечаний со стороны учителей. Также, могут быть успехи в спортивной секции, художественной или музыкальной школе, т.е. то, что можно увидеть, взять в руки услышать от других людей. Мало кто из взрослых считает успешным ребенка, у которого много друзей, кто увлечен какой-то темой, кто способен доступно объяснить, то что другие пояснить не могут, кто одержал очередную победу в компьютерной игре и т.д.

ОЦЕНКА УСПЕШНОСТИ

Итак, родители четко «знают», что такое успех в жизни их ребенка, но, если задать вопрос об их личном успехе то, как правило, не спешат с ответом, а иногда сообщают, что сказать им нечего. К сожалению, у многих людей не сформировано понятие успеха/успешности в период взрослой жизни.

Иногда в воспоминаниях взрослого человека о своем детстве можно услышать нотки разочарования по поводу того, что так много времени и сил уделял тому или иному занятию/деятельности, а в итоге так ничего и не достиг, нигде не пригодились завоеванные медали, дипломы, т.е., пережитые положительные эмоции радостного момента, потраченные усилия обесцениваются, а значит снижается уровень мотивации в достижении побед иной направленности (профессиональной, материальной, личной и т.д.). В итоге родители, направляя своего ребенка на какой-либо вид социально одобряемых интересов всего лишь повторяют шаблон действий, принятых в их родительской семье, не давая никаких ориентиров на понимание успеха/успешности.

ЧТО РОДИТЕЛИ НАЗЫВАЮТ УСПЕХОМ?

Понимание того, что не каждый ребенок сможет стать великим танцором, футболистом, художником, музыкантом имеется у большинства мам и пап. Многие родители, направляя интерес ребенка к дополнительным занятиям, лишь желают заполнить его свободное время (чтобы не сидел много времени за компьютером и т.д.) или для общего развития сына/дочери. Соответственно не ведут ребенка к пониманию успешности, получению какого-либо итога.

ОДИН НА ОДИН СО СВОИМ ЗАНЯТИЕМ

Такое нередко случается, когда ребенок не получает никакой обратной связи от родителей по поводу своих успехов в учебе, в увлечениях, дополнительных занятиях. Таким образом, родители занижают ценность затраченных ребенком усилий.

В тоже время, взрослые люди часто с гордостью рассказывают знакомым или коллегам по работе о достижениях (пусть и не великих) своего сына/дочери стремясь повысить свою успешность в представлении посторонних людей.

ЧТО РЕБЕНКУ МЕШАЕТ БЫТЬ УСПЕШНЫМ?

Отсутствие успешности у родителей. Как это ни странно прозвучит, но даже в самых хорошо материально обеспеченных или социально благополучных семьях ребенок может не замечать успешности родителей, если они не обсуждают (не упоминают, не сообщают) о своем успехе (возможно незначительном). В подобных семьях ребенок может даже не предполагать о том, что воспитывается успешными людьми, т.к. никогда не получает информации о критериях успеха взрослой жизни от своего папы или мамы. В том случае, когда детям не сообщается родительский путь к полученному успеху все доступные им блага воспринимаются как вполне обычное дело. Значит все также легко и неизвестно откуда придет и к нему/ней, когда он(а) станут взрослыми людьми.

Возникает вопрос о необходимости труда для достижения личного успеха, если мальчик или девочка и так находится в благоприятной ситуации, которую создает семья. Дело в том, что дети/подростки подчас упорно отказываются верить в то, что родители не будут выполнять их желания, когда они, войдя во взрослую жизнь, отделятся от мамы и папы.

ЗАЧЕМ НУЖЕН УСПЕХ?

Достижение какого-либо успеха позволяет человеку радоваться, пережить состояние счастья, гордости за себя, почувствовать силу своего характера, полноценность своей личности.

Одна из воспитательных задач, которую необходимо решить родителям – как создать для ребенка условия необходимые для мотивации к достижению успеха (победить самого себя и выполнить уроки; упорно тренироваться и получить спортивный разряд; настойчиво трудиться и организовать выставку своих рисунков; регулярно репетировать и дать сольный концерт в своем дворе или в классе и т.д.). Иными словами, у каждого действия /занятия/дела должна быть своя цель имеющая определенный итог (промежуточный или окончательный).

ЧТО Я ПОЛУЧУ ЗА СВОЙ УСПЕХ

Понятие «успеха» растет вместе с человеком, например, в детском саду для ребенка ровно и аккуратно вырезать картинку – есть успех; в школе выйти к доске и уверенно без смущения рассказать подготовленный учебный материал – есть успех; получить не только диплом, но еще и стать профессионалом – есть успех; иметь надежных друзей – успех; создать стабильную семью – успех. Это лишь малая часть того, в чем человек может быть успешным и получить ощущение своего счастья.

Кроме положительных эмоций (родителей, меня самого(ой)) ребенок получает опыт, навык осознанного отношения к себе, своей жизни, времени, труду и многое другое. Иногда это имеет гораздо большую ценность любого, пусть самого дорогого и престижного подарка от родителей. Что есть личный успех? – преодоление своей слабости, формирование уверенности и самостоятельности, получение личностной свободы.

Счастья и благополучия вам мои читатели. С благодарностью приму ваши комментарии. Приглашаю вас подписаться на мой канал «Психология без границ», где мы сможем легко и откровенно обсуждать серьезные вопросы.