Найти тему
Книжный мiръ

«Я люблю жизнь, люблю природу и дорожу всем хорошим реального мира». 180 лет со дня рождения русского художника Ильи Репина (1844–1930).

«Это чудо что такое!.. Вот как надо писать». (Владимир Стасов)

Илья Ефимович Репин, пожалуй, и в литературе оставил такой же мощный, значительный след, как и в искусстве. Правда, он автор всего одной книги, но она живет и будет жить в памяти потомков - ее с удовольствием читают уже более ста лет. Корней Чуковский, с которым Репин дружил целых четверть века, как-то заметил: «…каким превосходным писателем мог бы сделаться Репин, если бы он не отдал всех сил своей живописи».

Вот одно из писем критику Владимиру Стасову, написанное в мае 1872 года, во время поездки в Москву: 

«Публика самая разношерстная, рядом с раздушенными барынями и франтами сидели засаленные сермяги и пестроситцевые бабы — удивительно картинно. Разношерстность  привлекательна: в отличие от “казенного” и официального Петербурга, где “нет форм народного интереса”, в Москве больше народной жизни; тут народ чувствует себя как дома, чувство это инстинктивно переходит на всех, и даже приезжим от этого веселее — очень приятное чувство». 

Какая образность мышления, какое живописное владение русским языком! Замечательные мемуары «Далекое близкое» Репин написал в Куоккале в 1915 году: 

«Обласканный, прославленный, принятый с таким большим почетом, что даже совесть беспокоится о незаслуженности всей этой чести, я выпускаю книгу своих писаний пером… Предлагаю воспоминаньица о самых интересных минутах моей жизни». 

При подготовке книги Илья Ефимович применял свой собственный, креативный подход: прежде чем изложить очередной очерк  на бумаге, рассказывал его гостям, которые часто приезжали в Пенаты и внимательно следил за их реакцией. Если убеждался, что им действительно интересно, записывал историю.

 «Воспоминаньица» вполне удались! Незаурядный литературный дар великого живописца проявился здесь в полной мере: целая галерея ярких образов, творцов литературы и искусства, современников  Репина – Куинджи и Толстой, Крамской и Серов, Васильев и Ге – предстает перед  восторженным читателем. 

Автопортрет Ильи Репина. 1863 год. Источник:
Автопортрет Ильи Репина. 1863 год. Источник:
i-repin.ru
i-repin.ru

Одна из самых лучших и искренних статей в книге — воспоминания Репина о его друге и учителе художнике Иване Николаевиче Крамском, вышедшего из простых волостных писарей в первоклассные мастера живописи. Репин с признательностью вспоминает деятельность этого неутомимого «бунтовщика» и демократа-шестидесятника, созданную им коммуну молодых художников - предтечу знаменитой артели передвижников.

Читая мемуары Репина, невольно обращаешь внимание на удивительную  способность художника забывать о себе и постоянно отступать от собственной автобиографии, восхищаться творчеством и талантами своих друзей, учителей и коллег. К примеру, живописец Архип Куинджи у него  – «гений – изобретатель», «феномен», «чародей счастливой радостью победы своего гения». Себя-то он  назвал несколько иначе: «трудолюбивой посредственностью, много натворившей ошибок». О картине «Прощание Пушкина с морем», которая была написана в соавторстве  с Айвазовским, он отозвался следующим образом: «Дивное море написал Айвазовский… и я удостоился намалевать там фигурку».

И. К. Айвазовский, И. Е. Репин. «Прощание Пушкина с морем». 1877. Холст, масло. 228 × 157 см. Всероссийский музей А. С. Пушкина, Санкт-Петербург
И. К. Айвазовский, И. Е. Репин. «Прощание Пушкина с морем». 1877. Холст, масло. 228 × 157 см. Всероссийский музей А. С. Пушкина, Санкт-Петербург

Огромную часть литературного наследия Репина представляют его путевые  заметки и письма. Заметки он создавал во время длительного путешествия по Европе, а письма художник писал своим друзьям, ученикам и близким людям постоянно, в течение всей  жизни. И в путевых заметках, и в эпистолярном жанре  Репин  предстает отличным публицистом и рассказчиком, его мысли о искусстве изложены в только ему присущей артистичной манере – очень эмоционально и проникновенно.

Сосед по даче в Куоккале Корней Чуковский, который помогал Репину в подготовке первого издания мемуаров, писал: 

«Вcякий, ктo пpимeтcя читaть книгy Peпинa “Дaлeкoe близкoe”, yбeдитcя, чтo y этoгo вeликoгo мacтepa живoпиcи был нeзaypядный литepaтypный тaлaнт, глaвным oбpaзoм тaлaнт бeллeтpиcтa, пpeвocxoднo влaдeющeгo oбpaзнoй пoвecтвoвaтeльнoй фopмoй». 
Илья Ефимович Репин. Автопортрет. Линолеум, масло. 1920. Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты»
Илья Ефимович Репин. Автопортрет. Линолеум, масло. 1920. Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты»

Репин закончил работу над книгой в 1916 году — художнику было уже за семьдесят. Из-за революционных событий, потрясших Россию, напечатать мемуары не удалось, хотя Илья Ефимович целых двадцать лет безуспешно пытался договориться с советскими издательствами. Поскольку живописец проживал на финской территории, к которой после 1918 года отошла Куоккала, единодушный отказ в публикации мемуаров удивления вовсе не вызывал. К тому же Репин вернуться на родину не пожелал, невзирая на личную резолюцию Сталина, вынесенную по этому поводу на одном из заседаний ЦК ВКП (б). Сборник «Далекое близкое» вышел в свет только через семь лет после смерти автора — в 1937 году. 

В Пенатах, с Корнеем Чуковским. 1927 год
В Пенатах, с Корнеем Чуковским. 1927 год

«В русском искусстве нет художника, который был бы так всенародно популярен, как Репин. Это знают все, и может проверить каждый. Кто бы ни был, ваш собеседник, спросите его сразу, врасплох: "Кто знаменитейший из русских художников? ", ответ будет один: Репин! Его имя приходит первым. Наша память и мысль подсказывают его, прежде всего. Он - воплощение национальной славы русской живописи. Он самый полномочный из ее представителей. В общенародном сознании, это - Русский Художник, с двух заглавных букв».
(Анатолий Эфрос )

Мысли Ильи Ефимовича Репина о жизни и об искусстве:

В долгий ящик мы, русские, складываем обыкновенно всё, что у нас есть лучшего, где оно валяется, валяется и часто совсем выбрасывается по ошибке.

Чeлoвeк бeз yбeждeний — пycтeльгa, бeз пpинципoв — oн ничтoжнaя никчeмнocть.

Жизнь задумана так необъятно широко, и сколько наслаждений, сколько счастия лежит кругом человека, если он способен пользоваться им. 

Говорят, любят только тех, кто заставляет страдать; чем больше страданий, тем больше привязанности. Искусство самый опасный предмет любви по своей глубине, непостижимости, вечной новизне, вечной таинственности. В нём больше всего отражается божественное начало в человеке.

Ещё в юнocти мы yчили, чтo тpи вeликиe идeи зaлoжeны в дyшy чeлoвeкa: иcтинa, дoбpo и кpacoтa. Я дyмaю, идeи эти paвнocильны пo cвoeмy мoгyщecтвy и влиянию нa людeй. 

Рафаэль,  нaпpимep, вoвce нe тeм вeлик, чтo пиcaл лyчшe вcex; гoвopят, чтo мнoгиe вeщи Кapaвaджo пo фopмe нeизмepимo вышe Рaфaэля; нo кapтины Рaфaэля ocвeщaютcя выcшим пpoявлeниeм дyxoвнoй жизни чeлoвeкa, бoжecтвeнными идeями.

Искусство я люблю больше добродетели… Люблю тайно, ревниво, как старый пьяница, – неизлечимо. Где бы я ни был, чем бы ни развлекался, как бы ни восхищался, чем бы ни наслаждался, – оно всегда и везде в моей голове, в моем сердце, в моих желаниях – лучших, сокровеннейших.

И при гениальном таланте только великие труженики могут достичь в искусстве абсолютного совершенства. Эта скромная способность к труду составляет базу всякого гения. 

Всеми своими ничтожными силенками я стремлюсь олицетворить мои идеи в правде; окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст. Действительность слишком возмутительна, чтобы со спокойной совестью вышивать узоры, — предоставим это благовоспитанным барышням.

Мне нет дела до красок, мазков и виртуозности кисти, я всегда преследовал суть.

Искусство — красота, оно только тогда исполняет свое истинное назначение, когда держится добродетели, морали и религии. 

Чтобы художнику создать хорошее, надо глядеть только на великое.

Читатели любят больше всего интересную фабулу и диалоги. И этим едва ли следует пренебрегать, – может быть, читатели и правы. 

Я люблю жизнь, люблю природу и дорожу всем хорошим реального мира. Я хотел бы наслаждаться всем, чувствовать всё. Я читаю здесь Одиссею. Вот люди! Милые язычники, как я их люблю; они так просты, естественны, без всяких ломок самих себя.

Репин Илья Ефимович «Далекое близкое». - Ленинград, Художник РСФСР, 1982 год
Репин Илья Ефимович «Далекое близкое». - Ленинград, Художник РСФСР, 1982 год

Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на наш канал и читайте хорошие книги!