Найти тему

ЗАВЕЩАНИЕ КОРОЛЯ ЗВЕЗДНОЙ ОПЕРЫ

Роберт Авотин. Иллюстрация к роману Эдмонда Гамильтона "Возращение на звезды". Изображение взято из открытых источников
Роберт Авотин. Иллюстрация к роману Эдмонда Гамильтона "Возращение на звезды". Изображение взято из открытых источников

Нельзя считаться любителем фантастики, коли ты прошел мимо творчества этого писателя. Если считать космическую или звездную оперу дном научной фантастики - а такое мнение существует - то Эдмонд Мур Гамильтон (1904-1977) несомненно достиг вершин этого дна. Он родился в городке Янгстаун, на севере штата Огайо, США, в семье таких американцев, которых, наверное, почти уже и не осталось. Белые, христиане протестантского толка, в душах которых прагматизм сочетался с авантюризмом. Отец будущего писателя успел повоевать в испано-американской войне 1898 года, поучаствовать в прокладывании телеграфных линий на Аляске в эпоху "золотой лихорадки", поработать художником-карикатуристом в местной газете и даже - побывать фермером. Так что будущий творец невероятных миров и героев рос среди полей и лугов, а вместо космических чудовищ его окружали коровы и овцы.

Открытка 1900 года с видом на Янгстаун, Огайо. Изображение взято из открытых источников
Открытка 1900 года с видом на Янгстаун, Огайо. Изображение взято из открытых источников

Высшего образования Гамильтон не получил, за прогулы занятий и церковных служб, а колледж был с религиозным уклоном, его отчислили с третьего курса. Будучи запойным читателем, будущий король звездной оперы рано или поздно должен был наткнуться на научную фантастику. Ну или на то, что тогда - в начале ХХ века под ней понимали. Увлечение творчеством Эдгара Берроуза (1875-1950), Абрахама Меррита (1874-1943), Джорджа Ингленда (1877-1936) и других кумиров гернсбековской эпохи американской НФ, не прошло даром. Молодой служащий Пенсильванской железной дороги пишет в 1925 году свой первый рассказ "Чудовищный бог Мамурта" (The Monster-God of Mamurth), который был опубликован в следующем году в журнале "Weird Tales". С этого момента Гамильтон ни дня не работал на босса, только - на себя.

Barker Petrie. Обложка журнала, где был опубликован первый рассказ Эдмонда Гамильтона "Чудовищный бог Мамурта". Изображение взято из открытых источников
Barker Petrie. Обложка журнала, где был опубликован первый рассказ Эдмонда Гамильтона "Чудовищный бог Мамурта". Изображение взято из открытых источников

Первым крупным произведением этого писателя стал роман "Сквозь космос" (Across Space; 1926), а в 1940-м появилась первая история из цикла "Капитан Фьючер спешит на помощь" (Calling Captain Future). Советский читатель впервые познакомился с творчеством Эдмонда Гамильтона в 1956-м году, когда журнал "Техника - молодежи" опубликовал с продолжением повесть "Сокровище Громовой луны" (Treasure on Thunder Moon; 1942). Второе знакомство состоялось лишь в 1988-м, когда тот же журнал опубликовал роман "Звездные короли" (The Star Kings; 1947) с великолепными иллюстрациями Роберта Авотина (1928-1997). Да и в последующие годы "Техника - молодежи" баловала нас "новыми" произведениями короля звездной оперы. Прошли десятилетия, наступил новый век, стало возможным взглянуть на творчество кумиров своего детства и юности иными глазами.

Александр Побединский. Иллюстрация к повести Эдмонда Гамильтона "Сокровище Громовой луны". Изображение взято из открытых источников
Александр Побединский. Иллюстрация к повести Эдмонда Гамильтона "Сокровище Громовой луны". Изображение взято из открытых источников

Читая рассказы, повести и романы Эдмонда Гамильтона, при всей их сюжетной завершенности и довольно четко высказанной НФ-идее, чувствуешь какую-то недосказанность. И заключается она не столько в сюжете, композиции или образной системе произведений этого писателя, сколько в его личности, отраженной в них. Гамильтон не был дешевым писателем-поденщиком, за самыми непритязательными его произведениями чувствуется и образованность и работа мысли, но... Он словно однажды поставил перед собой планку, выше которой никогда не поднимался. Не потому, что не мог, а потому, что не считал нужным. А ведь творческая жизнь его длилась полвека, и не какого-нибудь, а ХХ-го. И если в начале ее, чтобы заработать, нельзя было писать умнее и тоньше Берроуза, то под закат, можно было писать, как Хайнлайн, Брэдбери, Саймак.

Фрэнк Пауль. Иллюстрация к рассказу Эдмонда Гамильтона "Посетители из космоса". Изображение взято из открытых источников
Фрэнк Пауль. Иллюстрация к рассказу Эдмонда Гамильтона "Посетители из космоса". Изображение взято из открытых источников

И Гамильтон мог бы это делать, тем более, что с годами он приобрел громадный писательский опыт, но... не захотел. Судите сами. В 1947 году он пишет свой самый знаменитый роман "Звездные короли", а двадцать лет спустя, в 1968 роман "Возращение на звезды" (Return to the Stars) и повесть "Ужас из Магеллановых облаков" (The Horror from the Magellanic) - герои, вселенная, сложность сюжета - те же, что и два десятилетия назад. А ведь в англо-американской фантастике уже господствовала Новая Волна. "Звездный король" словно проспал все эти годы в анабиозе, при этом регулярно выдавая на гора новые космические и не только приключения. Такого рода стабильность можно объяснить по-разному. Например тем, что Гамильтон не хотел менять своего имиджа - автора космической оперы и терять своих преданных поклонников.

Роберт Авотин. Иллюстрация к роману Эдмонда Гамильтона "Возращение на звезды". Изображение взято из открытых источников
Роберт Авотин. Иллюстрация к роману Эдмонда Гамильтона "Возращение на звезды". Изображение взято из открытых источников

Однако мне кажется, что дело в другом. С годами он понял, что модернизм, а уж тем более то, что за ним последует, не принесет научной фантастике ничего хорошего. Более молодые писатели ловили ветры перемен, царившие в мире, и летели на раздутых им парусах своего воображения в дали, которые казались им светлыми. А мудрый старый писатель чувствовал, что эти ветры могут занести не туда, и не только фантастику, которая всего лишь зеркало своей эпохи, но и человечество в целом. Ведь не секрет, что во второй половине прошлого столетия подняла голову научно-техническая контрреволюция, которая в наше время достигла своего пика. Нам дали Интернет и гаджеты - вместо светлого будущего и Космоса. И своим молчаливым протестом, Эдмонд Мур Гамильтон словно предостерегал нас от того, чтобы "задрав штаны" бежать за тем, что казалось прогрессом, а на самом деле - отступлением от него. И книги короля звездной оперы, сохранившие дух иной эпохи, это завещание, которого, увы, так никто и не понял.