Евротоннель — это двухпутный железнодорожный тоннель, который пролегает под проливом Ла-Манш и соединяет континентальную Европу с Великобританией. Его длина составляет около 51 километра, из которых 39 километров находятся под водой.
История
Проект
Идея строительства тоннеля, соединяющего Великобританию и Францию, появилась в конце XVIII — начале XIX века. В 1802 году французский инженер Альбер Матье-Фавье предложил построить тоннель. Он хотел, чтобы в тоннеле были масляные лампы для освещения, а по нему могли бы ездить конные экипажи. Также он планировал сделать вентиляционные отверстия, которые выходили бы к поверхности моря. Этот проект был предложен Наполеоном Бонапартом при заключении мирного договора между Францией и Великобританией. Однако из-за Войны третьей коалиции он так и не был реализован.
После Второй мировой войны была возрождена идея постройки тоннеля. В 1957 году сформировали исследовательскую группу, которая в 1960 году предложила проложить два основных и один служебный тоннель.
Проект одобрили и начали строительство в 1973 году. Однако через два года работы остановились из-за финансовых трудностей. К тому времени был прорыт тестовый тоннель длиной 250 метров.
В 1984 году правительства Великобритании и Франции поняли, что без привлечения частных инвестиций строительство невозможно. Финансовые затраты постоянно увеличивались.
12 февраля 1986 года оба правительства подписали договор о строительстве тоннеля в Кентербери и ратифицировали его в 1987 году.
Этап строительства
15 декабря 1987 года начал работу первый проходческий щит, предназначенный для горизонтальных выработок. А 28 февраля 1988 года запустили его французский аналог. Эти машины были созданы для бурения тоннеля диаметром 4,8 метра, который предназначался для хозяйственных нужд и аварийных ситуаций.
Более мощные проходческие комбайны прокладывали путь через скалы, чтобы создать два главных тоннеля диаметром 7,6 метра и с обделкой.
В глубине тоннеля одновременно работало 11 щитов. Во время работы они укрепляли стены бетонными сегментами, которые образовывали полутораметровые кольца вокруг тоннеля. Установка каждого кольца занимала примерно 50 минут.
Британские машины в среднем прорывали около 150 метров в неделю, тогда как французские — 110. Это было связано с различиями в конструкции машин и условиях для бурения.
Чтобы направлять машины, операторы использовали экраны компьютеров и видеомониторы. Перед началом тоннельных работ спутниковые обсерватории помогали рассчитать точный путь.
За время строительства было извлечено 8 миллионов кубометров породы — это куб с размером грани 200 метров. Каждая сторона распорядилась своей частью по-своему. Французы смешали землю с водой и вернули полученную пульпу обратно в море. А из породы, извлечённой англичанами, на британском берегу был создан искусственный остров площадью 0,36 км². На этом острове впоследствии был устроен парк.
Проект был завершён за 7 лет усилиями 13 тысяч рабочих и инженеров.
6 мая 1994 года Евротоннель был торжественно открыт главами государств-участников — королевой Великобритании Елизаветой II и президентом Франции Франсуа Миттераном.
Безопасность
Евротоннель — это система из трёх тоннелей. Два из них предназначены для движения поездов, которые следуют на север и юг. Третий тоннель, служебный, используется для доступа персонала к основным тоннелям и эвакуации людей в случае необходимости.
Служебный тоннель имеет проходы через каждые 375 метров, которые соединяют его с основными тоннелями. Это позволяет обслуживающему персоналу легко перемещаться между тоннелями и проводить необходимые работы.
Каждые 250 метров основные тоннели соединены между собой системой вентиляции, которая расположена сверху служебного тоннеля. Эта система воздушных шлюзов минимизирует эффект «поршня», создаваемый движущимися поездами, и распределяет воздушные потоки в соседний тоннель.
В Евротоннеле также есть две развязки, которые позволяют поездам свободно перемещаться между тоннелями без препятствий.
Стоимость тоннеля
Оценочная стоимость проекта в 1985 году составляла 2,6 миллиарда фунтов стерлингов. Однако к концу строительства фактические расходы оказались на 80% выше расчётных и достигли 4,65 миллиарда фунтов стерлингов. Этот перерасход был частично обусловлен повышенными требованиями к безопасности, надёжности и экологичности тоннеля.
Евротоннель стал грандиозным проектом XX века, который пока не окупился в финансовом плане.
Чрезвычайные ситуации
Система безопасности Евротоннеля прошла проверку в реальных чрезвычайных ситуациях восемь раз.
Самая большая ЧС произошла 11 сентября 2008 года. На французском участке тоннеля произошёл пожар в одном из вагонов грузового состава, который следовал из Великобритании во Францию. В составе перевозили грузовые автомобили. Всего в нём находилось 32 человека: в основном это были водители, сопровождавшие свои машины. Всех людей удалось эвакуировать.
В результате пожара 14 человек были госпитализированы: они отравились угарным газом или получили лёгкие ранения при эвакуации. Пожар продолжался всю ночь и даже утром.
В Великобритании, в графстве Кент, из-за перекрытия дорог полицией образовались огромные пробки. Полицейские не позволяли транспортным средствам подъезжать близко ко входам в тоннель.
Движение в тоннеле было полностью восстановлено только 23 февраля 2009 года после этой аварии.