Найти тему

17 августа 1941 года. Немецкие войска взяли Нарву и Николаев

Попробую я снова вернуться к теме Великой Отечественной войны. Может быть будут вызывать интерес эти публикации, хотя в начале лета все было совсем печально. Если честно, то я вообще не очень понимаю логику поведения читателей Дзене. Например, статья про поезда до станции Кременчуг за один день набрала дочитываний больше, чем две статьи про поезда до Красноярска вместе взятые. Почему так - для меня загадка. Ну вроде бы явно Красноярск и больше, и известнее, но статьи про поезда до него не читались.

Ну да вернемся на северо-запад СССР. Встретив упорное сопротивление советских войск на Лужском рубеже, немцы решили обойти Лугу с северо-запада. Их передовые части устремились вдоль левого берега реки Луга, но при каждом удобном случае пытались занять плацдармы на берегу. В итоге, таких плацдармов у них оказалось два: в Большом Сабске и Поречье. Немецкое командование называло эти участки воротами на Ленинград. Однако сначала немцы решили рассечь группировку наших войск, а для этого им нужен был выход к Финскому заливу. Тогда оставшиеся западнее в Эстонии части уже ничем не могли бы помочь восточным соседям. Но даже после занятия плацдармов и переправ немцы не смогли сразу же начать развивать свой наступление в направлении Ленинграда. А сдерживали их здесь курсанты двух училищ: пехотного училища имени Кирова и артиллерийского училища имени Красного Октября. В наши дни в деревне Большой Сабск оборудован мемориальный комплекс в память о тех событиях:

Большой Сабск. Фото 2ГИС
Большой Сабск. Фото 2ГИС

А чуть в стороне от реки (Луга) есть еще один памятник событиям военных лет - деревоземляная огневая точка:

Большой Сабск. Фото 2ГИС
Большой Сабск. Фото 2ГИС

Памятники героям войны здесь продолжили устанавливать и в XXI веке. Ведь в районе до сих пор ведутся поисковые операции. Например, лишь в 2002 году обнаружили место крушения самолета Шварца Е.Г. И это при том, что радист смог выпрыгнуть из падающего горящего самолета, выжить, вернуться в свой полк и достаточно точно указать место падения самолета. Но потребовался 61 год, чтобы найти это место. Рядом установлен памятник еще одному экипажу - летчика Парижева В.И.

Памятники на месте захоронения летчиков. Фото с сайта https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/83/Братская_могила_лётчиков%2C_погибших_в_1941_году._Большой_Сабск._Лужский_рубеж.jpg
Памятники на месте захоронения летчиков. Фото с сайта https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/83/Братская_могила_лётчиков%2C_погибших_в_1941_году._Большой_Сабск._Лужский_рубеж.jpg

Здесь проживает в наши дни около 1,5 тыс. чел., причем это тот редкий случай, когда население деревни продолжает увеличиваться. Но добраться до этих мест достаточно проблематично. Сначала нужно добраться до деревни Волосово, а в ней сесть на следующий лишь один раз в день автобус № 48.

Первый раз немцы бомбили Нарву и переправу на Ивангород еще 15 июля. С этого дня более месяца длилась подготовка к обороне и оборона города. А по мосту войска перемещались в разные стороны в зависимости от складывающейся обстановки. То есть были дни, когда части шли и на запад в Эстонию. Но в первых числах августа уже было принято решение о сдаче города, поэтому части 8-й Армии, которой грозил очередной «котел» отводились восточнее в направлении Ленинграда. Эвакуировалась и часть гражданского населения. Руководил многими работами человек с очень интересной фамилией - Адольф Паук. Он был главой местной партийной организации. Причем интересно, что этот человек еще в 1924 году был приговорен в Эстонии к пожизненной каторге, но в 1938 году его освободили по всеобщей амнистии. Сразу же включился в активную партийную работу, был даже членом Президиума Верховного совета Эстонии. Обстоятельства его гибели мне не удалось обнаружить, но считается, что погиб он именно в Нарве, где занимался подпольной работой.

Нарва и Ивангород. Фото с сайта https://yugnash.ru/gallery/narva-gorod-v-estonskoj-ssr. Взято с Яндекс.Картинки
Нарва и Ивангород. Фото с сайта https://yugnash.ru/gallery/narva-gorod-v-estonskoj-ssr. Взято с Яндекс.Картинки

До войны население города было более 20 тыс. чел. После войны оставалось 550 чел. И сильнее всего Нарва пострадает через 3 года во время боев за освобождение. Ну а в июле-августе 1941 года бои на разных подступах к Нарве длились почти месяц. Считается, что оборона узкого перешейка, по которому могли перемещаться части, продолжалась с 19 июля по 17 августа как раз.

Нарва - это естественно самый восточный город Эстонии. Известна и самая восточная точка - Липовая ямка. Это самый русский город страны, от которого до Санки-Петербурга ближе, чем до Таллина. Сюда до сих пор ходит несколько автобусов в день из Питера. Вот только понятно, что доехать может не любой человек. В наши дни там серьезные ограничения.

Ну а на юге в этот же день был взят Николаев и начались бои за Днепропетровск. Особенно тяжелой для южного направления было падение Николаева. Ведь в городе располагались заводы, на которых строили военные корабли. Как только немцы развернули наступление на юг, так достройка пошла ускоренными темпами, особенно после первой массированной бомбежки города 5 августа 1941 года. В итоге успели ввести в строй и увести в другие порты почти все корабли, кроме находящегося на ремонте транспорта "Харьков".

Наступление на Николаев началось 9 августа. 13 августа была перерезана основная магистраль, по которой было возможно отступление войск в направлении Херсона. 13-14 августа город подвергся массированным обстрелам. А 15 августа остававшиеся там части 9-й Армии пошли на прорыв. В целом выход из окружения на восток завершился благополучно. Удалось уйти в море и части флотилии, размещавшейся в Николаеве. Последние очаги сопротивления в городе были подавлены 17 августа.

Николаев. Фото с сайта https://gas-kvas.com/grafic/oboi/gorod/8142-oboi-gorod-nikolaev-39-foto.html. Взято с Яндекс.Картинки
Николаев. Фото с сайта https://gas-kvas.com/grafic/oboi/gorod/8142-oboi-gorod-nikolaev-39-foto.html. Взято с Яндекс.Картинки

Спасибо, что следите за каналом!