Всегда считал, что я - человек, приличную часть жизни посвятивший интернет-технологиям, уж точно никогда не стану жертвой телефонных мошенников.
Но, как говорится, «И на старуху бывает проруха».
Вчера я стал участником спектакля в трех актах... в исполнении мошенников. Впрочем, возможно актов могло быть и больше, но я этот спектакль "не досмотрел".
В общем, читайте, делайте выводы и не попадайтесь...
P.S. Цитаты не дословные, но смысл сохранен.
Акт первый. "Поликлиника"
Рабочий день медленно перевалил во вторую половину. Обед позади, работа продолжилась. А работа у меня связана со звонками поставщиков - знакомых и не знакомых.
В общем, звонок с неизвестного номера для меня - обычное явление. Тем более в рабочее время.
Раздается очередной звонок с неизвестного мне мобильного. Беру трубку. На другой стороне девушка представляется сотрудницей поликлиники и предлагает пройти диспансеризацию.
Так как мне её предлагают пройти регулярно, я не насторожился. Лишь немного смутил звонок с сотового от сотрудницы поликлиники. почему не с городского номера? К тому же раньше мне по поводу диспансеризации звонили исключительно роботы от страховой компании, выдавшей полис ОМС.
Ну да ладно. Поликлиника - так поликлиника. Допустим, верю. И сразу задаю вопрос - "А что мне даст ваша диспансеризация, если я ежегодно хожу по врачам пытаясь найти причины не лучшего самочувствия?".
Не буду вдаваться в подробности своего здоровья - речь не об этом. Но, в итоге терпеливая "сотрудница поликлиники", выдержав шквал моей критики смогла-таки расположить меня к себе и я подумал - "а что я теряю? Ну максимум в очередной раз потрачу немного времени зря. Возможно даже немного денег на лечение..."
И тут я подумал, а не пытаются ли меня таким образом заманить на платное лечение? "Вы государственная поликлиника" - спрашиваю я. "Конечно" - отвечает девушка и успокаивает, что диспансеризация совершенно бесплатная и пройти я её вообще могу в любой поликлинике города.
Успокаиваюсь... задумываюсь... Вроде и готов пройти эту диспансеризацю, но подсознательно меня что-то смущает. Уточняю график работы. "Ежедневно с 8 до 20 часов, суббота до 14 часов" - отвечает мне "сотрудница поликлиники.
И видимо поняв, что я сомневаюсь, говорит - "Вы можете пройти диспансеризацию когда будете готовы. Если хотите, я сейчас Вас зарегистрирую в системе, а как соберетесь - позвоните мне и мы с вами подберем конкретное время посещения. Программа будет действовать до конца года".
А что, думаю, пусть так и будет. Как надумаю, так и схожу.
Девушка довольно быстро сказала, что всё сделала и сейчас мне по СМС должен прийти четырехзначный номер регистрации, который мне надо сохранить. А ещё его я должен сообщить девушке, чтобы она его указала в регистрации.
Приходит СМС с незнакомого номера с сообщением: "Код подтверждения 3456". Задумываюсь на секунду... Спрашиваю - "а что за странный номер мне прислал СМС?"
Получаю ответ - "СМС рассылает программа. Сообщите пожалуйста мне номер регистрации".
Задумываюсь... Логинов, паролей, номеров карт я этой "сотруднице" не передавал. И то, что я назову ей какие-то четыре цифры мне ничем не грозит. Сообщаю ей код.
Заканчиваем разговор, договорившись о звонке по готовности пройти диспансеризацию. Сохраняю номер "Вероники Алксандровны" в телефонной книге.
Акт второй. Госуслуги
Проговорив с "сотрудницей поликлиники" 10 минут, я продолжил заниматься рабочими делами. Спустя минут 25-30 я увидел в смартфоне висящее уведомление о входе в аккаунт "Госуслуг".
Начинаю понимать... Звонок "из поликлиники" был совсем не из поликлиники. Меня развели. "И теперь они хотят, чтобы я позвонил по телефонам указанным в СМС?" - думаю я. "Не дождутся! И кстати, СМС опять с неизвестного номера. - Продолжение начатого спектакля".
На всякий случай зашел в Госуслуги. Там всё тихо и спокойно, как обычно. Ничего не вызвало опасений. Успокаиваюсь и продолжаю работать.
Потом ради интереса звоню "Веронике Александровне". Разумеется, никакая "поликлиника" трубку не берет. Трубку берет автоответчик и сообщает, что мне сейчас ответить не могут.
Казалось бы всё - афера раскрыта, можно забыть про этот спектакль. Но, как оказалось, продолжение следует...
Акт третий. Роскомнадзор
Спустя часа полтора после получения странной СМС о входе в Госуслуги, раздается звонок по Ватсапу(!) от "Роскомнадзора". Не поленились создать аватарку с какой-то государственной символикой.
Не знаю, принадлежит ли она Роскомнадзору или нет. Но для меня это уже было неважно. Я понял, что начался третий акт спектакля-развода.
Была мысль вообще не брать трубку, но не удержался).
"Роскомнадзор" женским именем назвал меня по имени-отчеству. Я попытался "откреститься", заявив, что это не я) Но женщина в грубой форме уведомила меня - "Это вы!". Естественно, они же мне уже звонили на этот телефон из "поликлиники". Не отвертишься).
Женщина торопясь и с максимальным напором в голосе стала мне объяснять, что мне сегодня звонили из "поликлиники" но на самом деле звонок был от мошенников.
"Вот удивила" - подумал я и сказал: "Да, меня уже один раз сегодня попытались развести и вы думаете, что получится второй раз подряд в течении одного дня?"
Но напористая женщина чуть ли не крича, словно у неё только что украли миллион, стала утверждать - "Вас развели! Мошенники получили доступ к вашим госуслугам и украли все ваши данные!".
"Хорошо" - говорю я. Но женщина не разделяла моего оптимизма: "На вас теперь могут завести уголовное дело!".
"Ну Вы же не боитесь уголовной ответственности?" - отвечаю я.
Видимо уголовное дело на меня могут завести за то, что мои данные будут использованы в преступных целях. Но, как показывают звонки мошенников, мои ФИО, дата рождения и возможно другие данные уже давно кем-то "слиты". Как и данные миллионов других людей.
В общем, "спектакль" мне стал становиться скучным и я заверил "защитницу моих данных", что обязательно по поводу "взлома" моих Госуслуг обращусь в полицию.
"Полиция вам ничем не поможет! Мы передаем данные в ФСБ!" - затараторила на грани истерики Роскомнадзорка. "А почему не в ЦРУ?" - поинтересовался я, но ответа узнать не успел. Наш разговор был прерван входящим звонком.
К сожалению Роскомнадзорка меня не дождалась. А попытка ей перезвонить привела меня всё на тот же автоответчик...
Не попадайтесь на удочку!
Надеюсь, вы сами сможете сделать правильные выводы, но всё же сделаю их и я. Глядишь - кому-то пригодятся.
Главный вывод - не сообщать никому никакие данные из СМС, даже если они кажутся безобидными цифрами.
В мой аккаунт, слава Богу, никто кроме меня не входил (я это проверил в разделе "Безопасность" в Госуслугах). Но если бы мошенникам каким-то образом удалось взломать пароль, была вероятность получить настоящий код - подтверждение от Госуслуг, который теоретически я мог сообщить "сотруднице поликлиники".
Если даже вас в чем-то обманули - не позволяйте продолжать вас обманывать. Сразу напрямую обращайтесь в банк или правоохранительные органы.
Обращайте внимание на номера звонящих. Не думаю, что сотрудники поликлиники, полиции и т.д. будут звонить вам с личных номеров. У них для этого есть городские телефоны.
И уж тем более никто не будет звонить по Ватсапу.
Будьте внимательны, не теряйте бдительность.