Книжные пристрастия, равно как и любые другие, дело вкуса. Однако когда при знакомстве с самыми популярными изданиями отечественного рынка взгляд падает на обложки сплошь фэнтезийных романов и психотерапевтического чтива с названиями "К себе нежно" и "Спаси себя сам", возникает вопрос: а в кого и зачем превращают русских людей эти бестселлеры?
АЛЕКСАНДР БАБИЦКИЙ
"Человек есть то, что он ест".
В наши дни это древнее и небесспорное выражение приобрело гораздо более обоснованное и справедливое значение. Человек, его мировоззрение и поведение действительно определяется тем, что он потребляет, однако не по части пищи, а в плане информации и культурных продуктов.
Раньше всех это поняли педагоги - поэтому профессия "учитель" (что средней школы, что высшей) является одной из фундаментальных фигур любого здорового общества.
Вторыми же это поняли пропагандисты - и поэтому любое государство, в котором пропаганда заменяет образование и культуру, находится в очень большой и глубокой беде. Особенно если пропаганда эта чужая, навязанная извне и враждебная.
А теперь вспомним, что литература является мощнейшим средством как воспитания, так и пропаганды - и с содроганием взглянем на то, что читают жители России по состоянию на сегодня, на сейчас...
Сначала будь "к себе нежен", потом "спаси себя сам" - и в итоге получишь "благословение небожителей"
Для этого обратимся к статистике - к составленному Российским книжным союзом совместно с крупнейшими игроками отечественного рынка Всероссийскому книжному рейтингу за первое полугодие, вплоть до 30 июня 2024 года.
Разумеется, на все категории литературной продукции не хватит ни нашего внимания, ни вашего читательского терпения. Остановимся на основных показателях.
Итак, самыми популярными изданиями (исключая учебную литературу, но учитывая жанр нон-фикшн) в нашей стране стали:
Первое место - цикл романов "Благословение небожителей", автор Мосян Тунсю.
Второе место (причём разрыв в читательском спросе огромен: первое место - 92 млн заработанных рублей, второе - 34 млн рублей) - "К себе нежно. Книга о том, как ценить и беречь себя", автор Ольга Примаченко.
Третье место - цикл "Система "Спаси-Себя-Сам" для Главного Злодея", автор Мосян Тунсю.
Четвёртое место - роман "Твоё сердце будет разбито", автор Анна Джейн.
Пятое место - книга KARMALOGIC (то есть "Логика кармы"), автор Алексей Ситников.
В списке "Топ-5 художественной литературы" - всё те же имена. Дважды Мосян Тунсю и дважды Анна Джейн. Единственное отличие - присутствие книги "Железное пламя" писательницы Ребекки Яррос.
Хотя бы дети стали читать больше хорошей русской литературы
Отдельно упомянем детскую литературу - здесь первая по продажам пятёрка выглядит следующим образом:
Первое место - "Гравити Фолз. Дневник 3" (Роб Ренцетти, Алекс Хирш).
Вторая позиция - "Гарри Поттер. Комплект из семи книг" (Джоан Роулинг).
Третье место - "Для самых маленьких. Сказки" (Корней Чуковский).
Четвёртая строчка - "Гарри Поттер и философский камень" (Джоан Роулинг).
Пятое место - "Первая энциклопедия малыша" (Юлия Соколова).
Обращают на себя внимание ведущие позиции зарубежных произведений, причём в этом отношении рынок стабилен. Для сравнения: по итогам первого полугодия прошлого, 2023-го года три позиции также занимали Джоан Роулинг (дважды) и "Гравити Фолз. Дневник 3" (только местами на пьедестале поменялись), а компанию Корнею Чуковскому в списке отечественных книг вместо "Первой энциклопедии" составили "Русские народные сказки".
И ситуацию последних двух лет, кстати, можно ещё считать весьма благополучной с точки зрения позиций отечественной литературы для юных зрителей. Потому что по итогам полного 2021 года в топ-5 детской литературы в нашей стране входили только Роулинг и "Гравити Фолз". Ни одного произведения из великой русской литературы для детей в лидерах не значилось.
В тренде и в топе - фантазёры всех мастей
Что ж, вернёмся к литературе взрослой, наиболее выгодной для книжной индустрии, и чуть внимательнее присмотримся к тому, кто же и с какими произведениями является фаворитом любителей чтения в нашей стране.
Итак, безоговорочный лидер - китайская писательница Мосян Тунсю, сочиняющая фэнтезийные романы по мотивам национальной мифологии. Всевозможные изгнанные с неба духи и полубожества, которые в ходе похождений по миру людей вступают в романтические отношения с красавицами и сражаются с чудовищами и демонами.
Книга "К себе нежно" от специализирующейся на более или менее гламурной публицистике для женщин Ольги Примаченко - настоящий гимн психологического самолюбования для прекрасной половины человечества. Словосочетания "принятие своих чувств" и "создание питательного пространства вокруг себя" являются лучшим выражением содержания книги: воспетой и возвышенной зацикленности на себе любимой.
Уже по названию романа "Твоё сердце будет разбито" (Анна Джейн - псевдоним петербургской сочинительницы Анны Потапкиной) возникает подозрение, что здесь скрывается банальное романтическое чтиво. То самое, что своими мягкими обложками с глянцевыми рисунками заполонило книжные развалы в 1990-х годах. Подозрение оправданно: книги Джейн/Потапкиной - это как раз та самая литература.
KARMALOGIC от вроде как психотерапевта Алексея Ситникова - это тоже представитель весьма распространённого жанра, только уже наших дней. Кажется невероятным, но широкая аудитория по-прежнему активно потребляет сочинения так называемых "тренеров личностного роста". А судя по тому, что Ситников утверждает, что сформулировал "54 закона судьбы" (эх, не хватило фантазии на ещё один закон - две "пятёрки" смотрелись бы эффектнее), он как раз к этой когорте и относится.
Дополняет число художественных бестселлеров книга "Железное пламя" от американки Ребекки Яррос. По сути, та же литературная продукция, что и от Мосян Тунсю (фэнтезийное повествование с драконами), только в другой культурной традиции.
У проблемы - глубокие корни
Любовные романы, фэнтези и вызывающие подозрения в своей эффективности (а то и адекватности) рассуждения-советы "как полюбить себя, не поссориться со вселенной и добиться успеха"...
Неужели это и есть литературные предпочтения, то есть, по сути, культурный портрет русского читателя? Может быть, это просто череда роковых случайных совпадений - а на самом деле всё не так плохо?
Что ж, для сравнения взглянем на данные по состоянию на год назад и перед началом СВО.
Первое полугодие 2023-го ознаменовалось присутствием в лидерах уже знакомых нам имён и названий. Только год назад бестселлер "К себе нежно" занимал первое место, а по две строчки в списке пяти лучших занимали романы Мосян Тунсю и Джоан Роулинг. То есть вся разница была в том, что более качественная и уже обретшая статус современной классики фэнтезийная литература (книги Роулинг о Гарри Поттере) занимала те позиции, что сейчас отошли к более "лёгким" сочинениям того же плана.
Что касается книжных предпочтений отечественных библиофилов в 2021 году, то сейчас они кажутся преданием глубокой старины. Той самой, в которой сюжетная повествовательная литература успела чуть ли не исчезнуть: в списке пяти главных бестселлеров трёхлетней давности лишь одно художественное произведение ("Тревожные люди" Фредрика Бакмана).
Всё остальное - психотерапевтические, оформленные в письменном виде россказни о том, как стать счастливым, ничего, по сути, для этого не делая. Только вчитайтесь, а потом вдумайтесь в названия самых читаемых книг 2021-го. Они "прекрасны":
"НИ СЫ. Будь уверен в своих силах и не позволяй сомнениям мешать тебе двигаться вперед";
"Подсознание может всё",
"Тонкое искусство пофигизма. Парадоксальный способ жить счастливо";
"Радикальное Прощение. Духовная технология для исцеления взаимоотношений, избавления от гнева и чувства вины, нахождения взаимопонимания в любой ситуации".
А ведь в выражении "раньше было лучше" что-то есть...
Принцип "первое впечатление - самое верное" (как и его детская версия "первое слово дороже второго") справедлив далеко не всегда. Но в этом случае он оправдан более чем полностью. Список нынешних литературных предпочтений наших соотечественников представляет собой именно то, чем кажется на первый взгляд, - картину культурной, умственной и эстетической деградации русского общества.
Деградации тем более явной, когда вспомнишь, каковы были литературные вкусы нашей страны ещё относительно недавно по историческим меркам. Из открытых источников известно, что в период с 1918 по 1982 год в число самых издаваемых авторов (преодолевших отметку "200 млн экземпляров") в СССР входили:
Л.Н. Толстой - 323 млн экземпляров;
А.С. Пушкин - 301 млн экз.;
А.М. Горький - 208 млн экз.;
А.Н. Толстой - 167 млн экз.;
В.В. Маяковский - 144 млн экз.;
А.П. Чехов - 142 млн экз.;
И.С. Тургенев - 116 млн экз.
Конечно, не стоит совсем уж идеализировать ситуацию с книгоизданием и вкусами публики в СССР: больше всего издавали В.И. Ленина (около 600 млн экз.) и не издавали Библию.
Однако общий культурный уровень и, как сегодня выражаются, "литературные тренды" очевидны.
40 лет назад - русская классика XIX-XX веков, поднимающая без преувеличения вечные вопросы о нравственной судьбе отдельного человека, об историческом пути России и о взаимоотношениях их обоих (русского человека и его Родины) с Богом. И в этом отношении хотя бы частично заменяющая Священное Писание.
А сегодня - журнального уровня фэнтезийные повествования (уверяю вас, среди любительских "фанфиков" в Сети можно найти и получше - жаль только, времени много уйдёт на поиски) и пустопорожние фантазии "как относиться к себе нежно, преодолеть сомнения и стать счастливым пофигистом".
Что с того?
В общем, с проблемой, с угрозой, с бедой всё более или менее понятно - она на виду, зияет провалом, в котором видны всполохи адского пламени. Обратите внимание: всполохи эти стали тусклее и слабее - до начала СВО под полным контролем либералов книжный рынок России уже начинал превращаться в буйство нетрадиционной мировой повестки. Так что в зияющий провал мы сегодня смотрим, сделав шаг назад от его края...
Но что же делать, чтобы спасти ситуацию?
Удивительно, но тут даже не понадобится слова "цензура", от которого крупным ознобом бьёт "прогрессивную общественность". Если издание не нарушает законов (никакого смакования жестокости, порнографии и пропаганды того, чего не надо), нет нужды ничего запрещать. Нужно только вспомнить такое понятие, как "культурная политика".
А включает оно в себя государственное издание правильных, умных, честных книг (как классиков, так и современных авторов) в необходимых тиражах, доставка их до прилавков магазинов и адекватная раскладка перед читателем. Ну и ещё ежегодное создание двух-трёх-четырёх качественных экранизаций, после просмотра которых зрители превратятся в читателей и отправятся прочитать ту книгу, по которой был снят фильм или сериал.
Способы-то простые. Главное - вспомнить, что культура и художественный вкус - это категории воспитываемые и прививаемые. Частный издательский бизнес ничего воспитывать и прививать не будет: нет в рыночной экономике таких понятий.
Слово и дело за государством. Как почти всегда в истории России.
А не то нынешние бестселлеры превратят русских в... Дальше уж дело за твоей фантазией, читатель.
Не боимся говорить правду в Телеграме: https://t.me/tsargradtv