Харизматичный музыкант с залихватской манерой исполнения и хриплым вокалом, рокер-хулиган и в то же время лирик и глубокий философ, по паспорту зовется Игорем Ивановичем, как почтальон Печкин из известного мультика. По стажу на сцене и статусу к нему давно пора обращаться по имени-отчеству. Подобравшись к середине седьмого десятка, для широкой аудитории он так и остался Гариком.
Человек многих граней таланта: поэт, композитор, певец, режиссер кино Гарик Сукачев оставил след в разных сферах культуры, создал несколько музыкальных групп и проектов. Хитами в его исполнении становились как его собственные песни, так и произведения известных и не слишком авторов. Текущий год для Гарика Сукачева юбилейный, под конец 2024, в декабре, ему стукнет 65. В сегодняшнем материале вспоминаем некоторые песни, написанные Гариком Сукачевым и изданные в сольном творчестве и с группой «Неприкасаемые».
Неблагозвучная фамилия часто становится проблемой, причиной комплексов, шуток со стороны окружающих, а уж представители медийных профессий с началом карьеры стремятся от неё избавиться, придумывая псевдоним, а то и меняя документы. Но бывает, что человек своей деятельностью, образом, вкладом в культуру, прославляет свою на первый взгляд неблагозвучную фамилию и неблагозвучной она уже не кажется. Это случай Гарика Сукачева.
В написанной от первого лица официальной биографии на сайте музыканта, Гарик Сукачев называет свою фамилию «неудобоваримой», признаваясь, что в детские годы она стала для него более чем комплексом, и он даже подумывал стать Богдановым. Эту фамилию его мать Валентина носила до вступления в брак с заводским инженером Иваном Федоровичем Сукачевым.
Однако, ни псевдоним, ни смена документов ему не понадобились. Игорь Богданов звучит куда более банально и менее броско, чем Гарик Сукачев: и фамилия, и производное от настоящего имя органично подошли к творческому образу, в котором воплотилась «гремучая смесь хулиганствующего пролетария и старого солдата, не знающего слов любви», - так артиста характеризуют некоторые музыкальные критики.
Образ эксцентричного и неформатного, но в то же время свойского русского мужика «с рабочих окраин» столицы иллюстрируют и факты его биографии. Вспоминая детство, музыкант называет себя «неудобным ребенком». Хулиганский характер и бунтарский дух, ставшие неотъемлемой частью его сценической органики, проявились в парне уже в школьные годы.
Детство Игоря прошло в рабочих поселках в предместьях столицы, ныне ставших отдаленными районами Москвы. Он появился на свет в декабре 1959 года в Мякинино, рос и учился в школе в Тушино.
В юности увлеченный музыкой Гарик попробовал себя в разных профессиях. Пойдя по стопам отца, он некоторое время работал на заводе, а позже устроился сторожем в детский сад.
«Я работал на «Красном Октябре» полтора года заместителем начальника цеха. Боже, кем я только не работал! И даже сторожем в детском саду – лишь бы только не работать. Сторожил детсад – это уже восьмидесятые годы – и там же репетировал со своей группой», - вспоминает Гарик Сукачев свой трудовой путь.
Общеобразовательную школу Гарик оставил после 8 класса, в девятый по признанию музыканта его «не взяли», хотя он хотел продолжать учебу.
«Никакого академического образования я так и не получил»,
- с долей иронии говорит о себе Гарик. Зато средних у него целых два.
Молодого человека увлекали гуманитарные науки, литература, история, но выбор пал на техническую специальность. Гарик поступил в железнодорожный техникум и даже оставил след в этой области. У него есть своя ЖД-станция, находящаяся как раз в том районе, где он провел детство. Лежащую на рижском направлении станцию Тушино спроектировал инженер Сукачев Игорь Иванович.
Второе образование, творческое, уроженец московского региона получил на периферии в Липецке, в местном культпросветучилище по специальности «режиссер театра». В этом же учебном заведении, на отделении оркестрового дирижирования учился другой известный в отечественной рок-музыке москвич – Сергей Галанин. Их знакомство положило начало основанной в 1985 году группы «Бригада С», принесшей популярность обоим.
У Сукачева за плечами к тому моменту был уже разноплановый музыкальный опыт.
Интерес к музыке проснулся в нём ещё в раннем детстве, парнишка стал учиться играть на баяне. Становлению и развитию таланта Игоря способствовал отец, прививавший сыну любовь к высоким видам искусства – литературе, театру, музыке, кино. В них Гарик Сукачев в той или иной степени проявится как творческая личность.
Музыкальная школа № 17, куда отец отдал мальчика учиться по классу баяна, считалась одной из сильнейших в столице. Будущий рокер-бунтарь в детстве получил достаточно серьёзную, крепкую музыкальную базу, которая необходима артисту любого жанра.
«По сути, меня, как Моцарта, папа воспитывал: я играл гаммы минимум три часа каждый день без выходных все мое детство»,
- рассказывает Гарик.
Отец видел сына в рядах знаменитого детского хора под руководством Попова, и у парня был шанс начать творческий путь в рядах прославленного коллектива. Хормейстер как-то раз приезжал в музыкальную школу, где учился Игорь, проводил прослушивание, отбирая детей к себе в хор.
«Мальчика в накрахмаленном воротничке» из него не вышло. Неудобный «хулиганский» характер и творческое начало вывели парня на путь увлеченности рок-музыкой.
Первый коллектив в творческой биографии Гарика Сукачева носил название «Закат солнца вручную», группу он собрал в 1977 году, просуществовала она до 1983-го.
След Игоря Ивановича обнаруживается в предыстории группы «Браво». Прозвучит как оксюморон, но эта самая предыстория была «Постскриптумом»: такое название носил коллектив, созданный Гариком Сукачевым совместно с Евгением Хавтаном. Под ним музыканты выпустили альбом «Не унывай». С уходом Гарика коллектив сменил вывеску и стал известен как группа «Браво».
Совместное детище с Галаниным – «Бригада С» начала свой творческий путь как раз с детского сада, где Гарик работал сторожем и устроил там репетиционную базу. За 9 лет существования группа выпустила 5 студийных альбомов, распавшись в 1994.
Галанин, обыграв собственные имя и фамилию, назвал свою группу «Серьга», а Гарик стал «Неприкасаемым».
30 лет назад, летом 1994 года, музыкант собрал новый состав под этим названием. Параллельно с появлением «Неприкасаемых» Гарик сотрудничает с Александром Ф. Скляром, совместный проект «Боцман и бродяга», вылившийся в альбом и серию концертов, станет заметной вехой в творческой биографии обоих.
В последующие годы выступал и выпускал пластинки как с группой «Неприкасаемые», до её роспуска в 2013, так и сольно.
«Моя бабушка курит трубку»
Колоритный разухабистый хит об экстравагантной бабушке, грозе пиратов, которая «курит трубку и обожает огненный ром» Гарик Сукачев запел в 2002-м. Песня, ставшая одной из визитных карточек музыканта, вышла на альбоме «Ночной полет», четвертой студийной пластинке группы «Неприкасаемые».
История этой песни косвенно связана с деятельностью Игоря Ивановича в качестве режиссера кино, а точнее, с фильмом «Праздник» 2001 года. Над ним с Сукачевым работал художник Константин Загорский. Как-то в беседе с режиссером из его уст прозвучала фраза про «бабушку, которая курит трубку». Сукачев за неё зацепился, творческое сознание породило яркий и не типичный образ «бабушки», а фраза, сказанная Загорским, стала заглавной строчкой песни.
«Бабушка» из хита Сукачева совсем не походит на укоренившийся в общественном сознании образ пожилой родственницы «с пирожками и дачей».
Уйдя в народ, композиция о «курящей бабушке» породила массу предположений и теорий о том, стоит ли кто-то за центральным персонажем. Героиню песни ассоциировали и с самим Сукачевым, представившим своё альтер- эго в образе пожилой женщины и даже с легендарной актрисой Фаиной Георгиевной Раневской.
«Ольга»
Игорь Иванович – примерный семьянин, прошедший всю жизнь с одной любовью. Свою супругу, Ольгу Королеву, он повстречал ещё школьником. В 1975 году ему было 16 лет, ей 14. Узами брака они соединились в 1983-м, воспитали двоих детей – сына Александра и дочь Анастасию.
В творческом наследии музыканта его единственная любовь воплотилась лирической балладой, ставшей одним из самых известных хитов Гарика Сукачева и «Неприкасаемых». Песня - посвящение жене так и называется «Ольга».
В этом году композиции исполняется 30 лет. Она была издана на альбоме «Брел, брел, брел». Это дебютная пластинка группы «Неприкасаемые» 1994 года выпуска.
«Напои меня водой»
На том же альбоме слушателям был представлен ещё один лирический хит Гарика Сукачева «Напои меня водой», включенный аудиторией «Нашего радио» в перечень «100 лучших песен русского рока».
Нередко в историях песен наших рок-музыкантов обнаруживается «зарубежный след», вдохновленность мелодиями зарубежных коллег, «закосы», а то и прямые кавер-версии с русским текстом. «Напои меня водой» Гарика Сукачева преподносится российскими и англоязычными источниками как обратный пример мелодии, преодолевшей границы русскоязычного культурного пространства и вдохновившей итальянца Роберто Кончина. Музыкант, композитор и ди-джей подписывался на англо-американский манер псевдонимом Роберт Майлз.
Считается, что мелодию «Напои меня водой» Майлз использовал в своём треке «Children», при этом честно испросив разрешения у Игоря Ивановича.
Первоисточник этой информации – слова самого Сукачева в программе «Достояние Республики» 2011 года:
«Мне позвонили (то ли итальянский исполнитель, то ли группа), которые хотели бы использовать мелодию из песни «Напои меня водой» в каком-то семпле там (или что-то такое). Я сказал «да, милости просим, почему нет»,
- заявлял Сукачев.
В словах музыканта – минимум конкретики. При этом разница между выходом песен – всего около года, «Children» датирована осенью 1995, и в авторах произведения россиянина Игоря Сукачева не значится. Естественно, нашлись те, кто усомнился и в наличие прямой связи между произведениями, и в том, что у Гарика «спросили разрешения».
Так, один из моих коллег по Дзену, автор канала «Записки меломана», провел целое исследование на этот счет. И в своём материале указывает, что чуть ли не лично связывался с лейблом, выпускавшим «Children» Роберта Майлза, и там ни о Сукачеве, ни о его песне ничего не знают, что само по себе, конечно, не является доказательством отсутствия заимствования.
Как мелодия «Неприкасаемых» добралась до Италии, было ли заимствование умышленным, и в чем причина обнаруживаемого на слух сходства – ответов на эти вопросы мы уже не узнаем, выяснить их «из первых уст» музыковеды не успели. В 2017 году жизнь Роберта Майлза оборвало онкологическое заболевание.
А Игорь Иванович дал понять, что глубоко не погружался в этот вопрос.
«Мне вообще дела нет до того, кто там мои песни поет»,
- цитирует Сукачева тот же блог «Записки меломана». Лукавит ли музыкант, и в какой мере – известно только ему.
«Дорожная»
Гарика Сукачева воспринимают как представителя сцены «русского рока», которая, как известно, в жанрово-стилистическом плане очень разнородна, впитала себя элементы эстетики как западной рок-музыки, так и чисто советско-российских музыкальных явлений: шансона, дворовой и бардовской песни. Творчество музыканта как раз иллюстрируют этот жанровый синтез рока и «народной песенной культуры советской эпохи». Во многих его песнях прослеживаются эстетические и тематические мотивы, характерные для шансона в его «народно-дворовом понимании» и элементы фолка. Такова, например, «Дорожная».
«Эй, ямщик поворачивай к черту, новой дорогой поедем домой»,
- заводная по характеру песня содержательно довольно серьёзная и совсем не веселая. Она относится к «Бригадному» этапу творчества Сукачева, фигурирует на альбоме «Реки» группы «Бригада С», выпущенном в 1993 году.
Создание песни датируют 1991, в некоторых источниках 1992 годом. По словам автора, за этой песней стоит фигура одного из знаковых рок-музыкантов поздне-советской эпохи, ленинградца Майка Науменко. Гарик Сукачев позиционирует эту композицию, как эмоциональный отклик на уход из жизни лидера «Зоопарка», называя его своим приятелем, одним из учителей и отечественных рок кумиров.
«Я его любил, и он меня тоже, как ни странно. Майк недолюбливал Москву, но в Москве у него было несколько друзей. Я никогда не был его другом, я был его приятелем. Я его считал и по-прежнему считаю поэтом в чистом виде. Майк для меня - это нечто огромное».
«Белый колпак»
Со времен «Бригады С» Гарика Сукачева сопровождает и знаменитый «Белый колпак», композиция последнего периода творчества группы из того же альбома «Реки», ставшего последним в дискографии коллектива. Черно-белый клип на эту композицию – работа режиссера Георгия Константинопольского и оператора Петра Серебрякова - снимался в 1992-м. «Белый колпак» остался в памяти слушателей одним из главных хитов «Бригады С».
В дальнейшем песня исполнялась Сукачевым сольно и с «Неприксаемыми», часто звучит в финале концертов.
«Право на выбор»
Образец философской лирики в творчестве Сукачева – «Право на выбор», одно из сильнейших его произведений в поэтическом плане. Оно становилось предметом литературоведческих и искусствоведческих исследований. При поиске информации в ходе подготовки материала мне попалась статья научного толка, опубликованная в «Вестнике Нижегородского университета», где композиция рассматривается как пример «синтеза жанров» в музыке и поэзии.
Музыкальная составляющая песни «Право на выбор» характеризуется как смешение шансона, фольклора, рока, блюза и марша, а в лирической составляющей отмечены элементы притчи и экзистенциальный посыл, попросту говоря, – размышление о смысле жизни.
Песня «Право на выбор» вышла на втором альбоме, записанном Гариком Сукачевым с «Неприкасаемыми». Пластинка 1996 года так и называется «Неприкасаемые. Часть вторая».
Месяц май
А за окошком месяц август, но разговор о Сукачеве требует мысленного возвращения в самое начало теплого сезона, в «Месяц май». Песня 1996 года была представлена слушателям сразу в нескольких ипостасях. Создавалась она для альбома «Песни с окраин», композиция открывает трек-лист. Хоть пластинка и заявлена как сольная работа Сукачева, в её записи принимали участие «Неприкасаемые». «Месяц май» вошел в репертуар коллектива.
Клип на песню, режиссированный самим Сукачевым, часто ротировался в эфире. Музыкальное видео выдержано в концепции «Фотографии на память», в работе над ним музыканта поддержали его друзья-актеры. В кадре фигурируют Михаил Ефремов и Дмитрий Харатьян, а местом съемок стала дача актерской династии Ефремовых.
«Месяц май» - пожалуй, самая известная песня, иллюстрирующая «московскость» в творчестве Сукачева. .
В том же 1996 году песня выпускалась её автором в совместном проекте с другим столичным музыкантом, воспевавшим «Маршруты московские». «Месяц май» издан на альбоме «Боцман и бродяга» Гарика Сукачева и Александра Ф. Скляра.
Александр Феликсович рассказывал, что впервые услышал эту песню от Гарика, встретившись с ним на одном из мероприятий. «Месяц май» он назвал первым хитом «Боцмана и бродяги».
Спустя 25 лет, в 2021, на волне «нахлынувших воспоминаний» Александр Ф. Скляр написал ответ-продолжение «И снова месяц май». Так оформилась «майская дилогия», связавшая двух авторов и исполнителей.
В какой-то степени композиция «Месяц май» стала песней, объединившей круг друзей Гарика Сукачева. В посвященной музыканту программе «Достояние Республики» произведение представили снимавшиеся в клипе на песню Михаил Ефремов и Дмитрий Харатьян, с которыми Сукачев работал и в большом кино, как режиссер.
*****
Хоть мой канал и посвящен музыке, без уже вскользь упомянутой кинематографической ипостаси портрет сегодняшнего персонажа будет не полным. Как режиссер Игорь Иванович снял пять картин. Первой его работой в этом качестве значится фильм «Кризис среднего возраста». Актёрский состав изобилует звездными именами, среди них и Ефремов, и Харатьян, и Иван Охлобыстин, с которым Гарика также связывают дружеские отношения. Следом Сукачев снял уже упомянутый «Праздник». Пожалуй, самой известной его картиной можно считать «Дом солнца», нашумевшую ленту 2010 года.
В своих фильмах Сукачев появляется в качестве актера, снимался он и в проектах других режиссеров, актерская фильмография обширней режиссерской, хотя роли, как правило, небольшие. Работал Игорь Иванович в качестве актера озвучки и закадрового исполнителя в кино.
Его голосом говорит пес Шарик в новой версии «Простоквашино». Ещё с «Бригадой С» Сукачев принимал участие в фильме «Трагедия в стиле рок». Его песни были использованы в фильме «Гитлер капут», в сериале «Каменская». В картине «Матч» 2021 года голосом Гарика Сукачева прозвучала песня неожиданных для него авторов, композитора Аркадия Укупника на стихи Евгения Муравьева.
Вспоминать образцы наследия Гарика Сукачева можно долго. В сегодняшней подборке я умышленно остановился только на его авторских работах, и каждый слушатель дополнит её своими любимыми произведениями. Хитами в исполнительском наследии Сукачева становились и песни других авторов, и совместные работы с разными поэтами и композиторами, например песня «Бродяга», название которой – одно из «прозвищ» музыканта - написана на стихи Карена Кавалеряна. В исполнении Сукачева современному слушателю известна написанная от женского лица «народная песня» неизвестного авторства «Я милого узнаю по походке». О ней я когда-то уже рассказывал в рамках рубрики «Вопросы истории песни».
Материал создан в развлекательных и ознакомительных целях, основан на информации из открытых источников.
Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте любимых исполнителей и помните, что разговоры о музыке всегда субъективны.