Поезд — весьма впечатляющее достижение цивилизации. Когда-то этот транспорт был самым быстрым средством передвижения во всем мире. Но и сегодня, во времена самолетов и даже летающих такси, поезда остаются важным и постоянно развивающимся элементом мировой транспортной инфраструктуры. А некоторые из них ставят рекорды скорости, быстрее ветра доставляя пассажиров из точки А в точку B. Вот как выглядит пятерка быстрых поездов в мире, которые отметили эксперты. Основным критерием выбора кандидатов стали в том числе массовость производства, насыщенность пассажиропотока и необычность применяемых технологий.
TGV - Франция
Этот поезд введен в эксплуатацию в 1981 году. Он доставляет пассажиров, перемещающихся по Франции, а также следующих в Германию, Испанию, Бельгию, Люксембург и Швейцарию. Рекордная скорость поезда, зафиксированная во время теста в апреле 2007 года, составила внушительные 553 км/ч.
Но, как иногда бывает, когда сравнивают результаты бенчмарков и реальных кейсов использования различного компьютерного или смартфонного «железа», этот показатель был получен при облегченном весе поезда и максимально благоприятных условиях. Во время рутинных перегонов TGV - France едет со скоростью не более 321 км/ч.
Состав TGV имеет два локомотива. Для скоростного поезда проложены специальные рельсы протяженностью 2732 километра. Эксперты пишут, что инфраструктура TGV продолжает развиваться, а это значит, что в скором времени поезд сможет удивлять своей скоростью и комфортом еще большее количество пассажиров.
JR East E5 - Япония
Один из самых ярких примеров скоростного транспорта. У японцев есть еще один кандидат на самый быстрый поезд под названием H5 Shinkansen Hayabusa. Однако последний по сути является вариантом JR East E5, предназначенным для движения в северных районах страны и нуждающийся в специальных путях. E5, представленный в 2011 году и не имевший такого рода ограничений, был назван самым быстрым поездом Японии середины 2000 годов.
JR East E5 имеет длинный и вытянутый почти 15 метровый «нос», благодаря которому этот поезд стал узнаваемым символом скорости и прогресса. Впрочем, «летит» он не быстрее «француза», не выходя за пределы тех же 321 км/ч. Известно, что E5 изначально был рассчитан на более высокую скорость. Однако при запуске поезда в серию во внимание были приняты такие факторы, как влияние на окружающую среду, ограничения в бюджете и желание создать комфортные условия для пассажиров, которые захотят путешествовать первым классом.
Каждый вагон E5 содержит от трех до четырех тяговых двигателей мощностью 300 киловатт, которые помогают поезду всего за две минуты развить скорость в 300 км/ч и сделать это так ненавязчиво, чтобы пассажиры JR East E5 не ощутили никакого дискомфорта от столь стремительного ускорения.
Deutsche Bahn ICE 3 - Германия
Этот шустрый поезд перевозит пассажиров между немецкими городами. Собственно, поэтому он и называется Intercity-Express.
ICE 3 начал бегать по рельсам с 2000 года. Скорость поезда не превышает 300 км/ч. Интересно, что в отличие от предыдущих участников списка ICE 3 ускоряется без локомотива. Каждый из 8 вагонов имеет по 2 тяговых двигателя, что делает их фактически самоходными.
Существует несколько вариантов ICE 3. Эта серия «бегает» в разном исполнении не только по Германии, но также Испании, Австрии, Швейцарии, Нидерландам и Бельгии.
CR400 Fuxing - Китай
Китайцы начали разрабатывать собственную сеть скоростных дорог и составы для них относительно недавно. Одним из поездов стал Fuxing Hao, также известный как CR серии EMU. Первый перегон между станциями CR400 Fuxing совершил в июле 2018 года. После введения в эксплуатацию поезд получил два более запоминающихся названия. В зависимости от комплектации его стали называть Red Dragon (Красный Дракон) или Golden Phoenix (Золотой Феникс)
- Рекорд CR400 Fuxing — 420 км/ч. Существует несколько модификаций поезда, отличающегося по рабочим скоростным характеристикам в диапазоне от 360 до 400 км/ч. На данный момент составы ходят только между крупнейшими городами Китая, но в перспективе скоростные поезда будут возить людей во всех основных 16 провинциях страны. Предполагается, что следующее поколение CR450 Fuxing, круизная скорость которого должна составить 450 км/ч, будет введено в эксплуатацию в 2025 году.
Shanghai Maglev - Китай
Лидер нашего списка получил название SMT или Shanghai Maglev Train. Это самый необычный поезд. Хотя бы потому, что в отличие от предыдущих участников путешествует бесконтактным способом, не касаясь рельсов. Специальная электромагнитная подвеска поднимает вагоны, обеспечивая необходимый зазор для движения SMT. При этом поезд использует технологию так называемой магнитной левитации, которая и позволяет ему в теории нестись с головокружительной скоростью в 460 км/ч. Правда, столь высокий скоростной режим был ограничен в мае 2021 года. И сегодня Shanghai Maglev позволено разгоняться «всего лишь» до 299 Км/ч.
Впрочем, у «парящего» в воздухе поезда есть свои недостатки, которые на данный момент препятствуют его массовому использованию. И главный из них —необходимость в обеспечении специальных условий для безопасного движения. И потому Shanghai Maglev сегодня доставляет пассажиров только по очень ограниченному маршруту, чья длина составляет всего 43 км. Тем не менее, расстояние, которое автомобиль с учетом интенсивности городского движения преодолевает примерно за один час, скоростной поезд SMT проносится за 7 минут и 20 секунд.