Добрый день, дорогие читатели,
Статью о картине "Жанна Дюбарри" в рубрике "Кино как вдохновение и немного о стиле" я планировала давно и сейчас воплощаю это намерение.
Лента "Жанна Дюбарри" ("Jeanne du Barry") режиссера Майвенн ле Беско удостоилась чести открывать 76-й Каннский кинофестиваль и вызвала широкое обсуждение как со стороны критиков так и со стороны зрителей. В центре сюжета, как следует из названия, находится судьба одной из самых известных и противоречивых дам в истории Франции - графини Жанны Дюбарри- фаворитки короля Людовика XV.
В данной публикации я не буду останавливаться на исторической личности, возможно эту тему можно будет перенести в рубрику "Женщины и эпохи". Здесь же мы уделим больше внимания стилю.
Создатели картины не стремились к полной аутентичности при работе с костюмами, но постарались избежать подчеркнутой сказочности, в которyю рискуют скатиться подобные исторические байопики. При подготовке к съемкам Майвенн ( "Леон", "Пятый элемент", "Бал актрис", "Мой король"), не только режиссер, но и испольнительница титульной роли в фильме, и художник по костюмам Юрген Дёринг ( "Нас разделяет все", "Ирма Веп") провели достаточно обширное исследование и не скрывают, что воплотили на экране субъективное представление о красоте эпохи. Прекрасным партнером в этой работе для съемочной группы стал Дом Chanel и его тогдашний креативный директор Виржини Виар.
"Мне не нравится зацикливаться на первоисточниках, картинах или исторической литературе. Я хочу вырваться из этого замкнутого пространства и пересказать ту эпоху на современный лад, добавив туда воздуха. Сотрудничество с Chanel делало это возможным."
Юрген Дёринг о Chanel и процессе создания костюмов для "Жанны Дюбарри".
Следует заметить, что для Юргена Дёринга сотрудничество с брендом очень органично. Он работал в компании Karl Lagerfeld, взаимодействовал с Chanel и Кристен Стюарт на съемках замечательных фильмов Оливье Ассаяса "Персональный покупатель" и "Облака Зильс Марии".
Режиссер же стремилась к относительно минималистичному дизайну, выполненному с привлечением качественных материалов, что тоже как нельзя лучше соответствовало стилю Chanel.
"[...] я убрала все эти кричащие цвета, радикальные оттенки и оставила цвета более мягкие. А также убрала всю эту многослойность, вот эти вот финтифлюшки, банты. То есть сделала образы более чистыми, более простыми"
Майвенн о костюмах в картине "Жанна Дюбарри".
Это стремление к "чистоте" дизайнов породили в сети множество толков об исторических несоответствиях, что выглядит не совсем резонно без учета посыла создателей. Источником вдохновения для Майвенн стали современные кутюрные интерпретации моды XVIII века, а также такие киноленты как "Мария-Антуанетта" Софии Коппола и "Тэс" Романа Поланского.
Для "Жанны ДюБарри" в ателье Дома были воссозданы наряды из винтаржных запусков Карла Лагерфельда 1980-1990 и нулевых годов.
"Когда началась подготовка к съемкам, я делала очень много записей и пометок, в том числе по вещам 80-х и 90-х, вдохновленных XVIII веком. Именно поэтому я хотела сотрудничать с Виржини Виар. Вместе мы доработали несколько архивных вещей, которые подходили под концепцию фильма".
Майвенн о костюмах для фильма "Жанна Дюбарри".
Среди них можно выделить несколько знаковых. Рассмотрим их подробнее.
В первую очередь обращает на себя внимание образ из коллекции Chanel Haute Couture Fall-Winter 1992. На подиуме твидовое платье оттенка неотбеленного льна представляла супермодель Клаудиа Шиффер.
Для фильма платье дополнили укороченным жакетом и избавились от контрастной окантовки, заменим ее на "тон-в-тон".
Кроме того мастера Дома переосмыслили венчальный наряд из запуска Chanel Haute Couture Spring-Summer 2000.
В фильме этот наряд смотрится ярко и нежно одновременно:
Режиссер приняла во внимание, что ее героиня при жизни по некоторым источникам очень любила белый цвет и сделала его своего рода символом Жанны, сопровождающим ее с самой юности.
Сделав небольшое отступление следует упомянуть, что антуражем для съемок фильма послужили реальные виды Парижа и Версаль.
Еще однин запоминающийся образ из фильма- нежное платье с ярусной юбкой из небесно-голубой органзы- на первый взгляд не имеет точного аналога в коллекциях Дома, но присмотревшись в нем легко угадать прямые отсылки к коллекции Chanel Haute Couture Spring-Summer 1995.
Еще одним отличительным модным почерком экранной мадам Дюбарри стал "полосатый" принт.
Этот "тренд" как и любовь к белым платьям очень скоро переняли и другие обитательницы Версаля. Художнику по костюмам хорошо удалось передать роль госпожи Дюбарри как законодательницы моды при дворе.
Мадам Дюбарри в фильме позволяет себе сопровождать короля на охоту, надев мужской костюм, чем шокирует общество и, возможно, особо придирчивого зрителя. Но этот образ смотрятся в кадре особенно красиво.
Безусловно, при всем стремлении осовременить моду XVIII века Майвенн и Юрген Дёринг не могли совсем игнорировать некоторые особенности костюма и продемонстрировали пример панье.
Панье (от фр. panier -корзина), известное в России как фижмы, представляет собой жесткий каркас для юбки, который изготавливали из китового уса или даже стальных прутьев. Характерен для стиля рококо.С точки зрения современного человека некоторые варианты панье выглядят подчеркнуто нефункционально и даже комично.
Определенные исторические расхождения можно заметить и в бьюти-образах. Их тоже коснулось стремление к модернизации и минимализму.
"[...] я изначально говорила технической команде — специалистам по макияжу, прическам, костюмам, — чтобы они не боялись не соответствовать критериям эпохи, потому что мы снимаем не документальный фильм, а художественный."
Майвенн об образах в фильме "Жанна Дюбарри"
XVIII век предлагает достаточное разнообразие причесок - от относительной скромности мадам де Помпадур до вычурных шедевров Марии-Антуанетты, как известно очень любившей изобретать причудливые конструкции из волос. Жанна Дюбарри находится посередине. В моде были парики и напудренные волосы.
Как можно заметить из иллюстрации выше стилисты с должным уважением отнеслись к этой особенности, продемонстрировав пример подобной сложной укладки.
"[...] Чтобы найти более сложные прически для Майвенн и Джонни Деппа я отправился в Лувр и провел большое исследование. Я тщательно работал над париками, которые в некоторых случаях напоминают скульптуры. Для одного и того же образа мы иногда комбинировали два-три парика, как в сцене представления Жанны королю в Зеркальном зале. На работу у меня ушло полтора дня, но я горжусь результатом, который, возможно, более изысканный и элегантный, чем оригинал"
Джон Нолле, стилист по прическам и директор Maison de Beauté Carita, работал над прическами в фильме "Жанна Дюбарри.
Но большую часть фильма прическа героини отражает ее непосредственную, свободолюбивую натуру.
"В фильме Жанна часто носит распущенные волосы, что в то время было не принято; но режиссер хотел показать естественность и обаяние этой женщины. Поэтому я остановила свой выбор на прическе-декуафе с очень текстурированной отделкой; это стиль, который мне очень нравится".
Джон Нолле, стилист по прическам и директор Maison de Beauté Carita, работал над прическами в фильме "Жанна Дюбарри.
Кроме распущенных Жанно носит мальвинку с кокетливым бантиком (см. иллюстрацию выше с принтованным платьем в полоску) или прическу с выпущенными на висках прядками.
Макияж героини максимально приближен к современному "makeup no makeup". Директор проекта по макияжу Матильда Жоссе стремилась:
"привнести современный штрих в традиционные кодексы красоты 18-го века."
Матильда Жоссе, директор по макияжу фильма "Жанна Дюбарри".
При этом нельзя сказать, что визажисты совсем не ориентировались на исторические образцы. В XVIII столетии дамы активно использовали белила и румяна. Все это присутствует в макияже героини, но в сглаженном формате. Для макияжа использовалась косметика Chanel.
"В то время основой макияжа был светлый оттенок кожи, и мы воспроизвели его с Blanc de Chanel (база под макияж), а затем добавили довольно яркий красный румянец на верхнюю часть скул. Цвета помад адаптируются в соответствии с сценами и эмоциями, которые они представляют: иногда карминовые, иногда гранатовые или розовые... это оттенки и текстуры, которых в то время явно не существовало, но с которыми мы всегда играли, чтобы добиться естественного результата. Если бы мне пришлось выбирать оттенок, который, возможно, ближе всего к тому, который носит Жанна, я бы назвала Rouge Allure Ink, жидкий и матовый".
Матильда Жоссе, директор по макияжу фильма "Жанна Дюбарри".
Финальным аккордом образов стали аксессуары, разработанные домом Chanel и ателье, входящим в объединение Métiers d'Art.
В Maison Michel специально для картины сконструировали шляпки и украшения для волос, поддерживающие тенденции нарядов.
В кадре мы видим украшения Goossens и Chanel из переизданной коллекции "Bijoux de Diamants" (первая коллекция высокого ювелирного искусства Chanel, увидившая свет в 1932 году).
Кроме того, героиня носит очаровательные чокеры-бархатки (см. фото выше) и очень узнаваемые текстильные броши-камелии Chanel.
"Жанна Дюбарри" - это определенно достойная внимания картина не только благодаря красивым костюмам и технике, Майвенн ле Беско использовала 35-миллимитровую пленку и натуралистичное освещение в виде свечей, но и потому что вскрывает определенные стереотипы мышления, которые проходят сквозь века, сохраняясь и в современном обществе. Кроме того, фильм способен мотивировать зрителя на более глубокое знакомство с историей и конкретно с данной эпохой.
Спасибо за внимание к статье, надеюсь, вам было интересно.
Во избежание удаления комментариев и административных санкций в отношении канала настоятельно прошу воздерживаться от флуда (малосодержательные и нетематические комментарии больших объемов, которые являются нарушением сетевого этикета), оскорблений и дискриминации в отношении автора, героев публикаций, читателей и т.д., разжигания межнациональной/межконфессиональной розни, ненормативной лексики, жаргона и прочее. Будьте вежливы и внимательны к себе и другим.