Найти тему
Inc. Russia

8 минут, проведенных на TikTok достаточно, чтобы навредить самооценке человека

Почти половина молодых людей в развитых странах недовольны своим телом, что связано с идеалами красоты, которые им задают социальные сети. TikTok с аудиторией более 1 млрд пользователей стал площадкой для распространения контента неупорядоченного питания и очень худого тела. Новое исследование показало, что восемь минут просмотра контента на TikTok о диетах, похудении и физических упражнениях оказывают негативное влияние на уровень удовлетворенности собой и своим телом у женщин.

Для исследования было отобраны 273 женщины в возрасте от 18 до 28 лет, случайным образом их распределили на две группы. Люди с диагнозом расстройства пищевого поведения были исключены из исследования. Участницам экспериментальной группы показали 7–8-минутную подборку материалов «про анорексию» и fitspiration, взятую непосредственно из TikTok.

В этих видеоклипах молодые женщины ограничивают потребление пищи и дают советы по тренировкам и диете, например описывают свои очищающие соки для похудения. Участники контрольной группы посмотрели 7–8-минутную подборку видеороликов TikTok с «нейтральным» содержанием, которые включали в себя видео о природе, кулинарии и животных.

На основе серии анкет ученые измерили уровень удовлетворенности изображением тела и отношение к стандартам красоты до и после просмотра участниками контента TikTok. По результатам, после просмотра видео обе группы сообщили о снижении удовлетворенности своим телом. Но у тех, кто подвергался воздействию контента, пропагандирующего анорексию, удовлетворенность изображения тела снизилась сильнее всего. Они также испытали рост усвоения стандартов красоты.

Внутренняя идентификация происходит, когда кто-то принимает и идентифицируется с внешними стандартами красоты. Воздействие вредного контента в социальных сетях не всегда приводит к вреду — это происходит, когда контент внутренне принимается, что может повлиять на самоощущение и образ тела. Перед проведением эксперимента участницам было задано несколько общих вопросов об использовании ими TikTok.

Также была измерена степень озабоченности «здоровым» питанием и симптомы неупорядоченного питания. Учеными было отмечено, что участники, которые проводили на TikTok более двух часов в день, сообщали о большем количестве расстройств пищевого поведения по сравнению с менее активными пользователями. Однако эта разница не была статистически значимой. То есть различие между группами не превысило порог, необходимый, чтобы заключить, что это скорее неопределенность, чем реальное влияние.

На шкале, используемой для оценки симптомов расстройств питания, участники, сообщившие высокую (два-три часа в день) и экстремальную (более трех часов в день) активность на TikTok, в среднем получили оценки чуть ниже порогового значения для клинически значимых симптомов расстройства питания. Это указывает на возможную связь между использованием TikTok более двух часов в день и расстройствами питания, но для более глубокого понимания этого требуется дальнейшее исследование.

Контент, представленный участницам экспериментальной группы, имеет широкое распространение на TikTok, не ограничиваясь только сообществами, пропагандирующими анорексию. Тенденции к «чистому» питанию, детоксикации и ограниченной диете — это скрытая угроза, которая позволяет обозначить питание как «заботу о здоровье» и «уход за собой». Этот контент, наряду с fitspiration, часто поощряет и игровым образом представляет избыточные физические нагрузки и несбалансированное питание. В этом исследовании были рассмотрены лишь краткосрочные последствия просмотра такого контента на TikTok. Для выяснения долгосрочных эффектов, которые наблюдались, требуются продолжительные исследования.

Пользователи TikTok не имеют полного контроля над контентом, который им предоставляется, так как большую часть времени они проводят на персонализированной странице For You, которая формируется алгоритмом. Это может привести к тому, что пользователь сталкивается с контентом о нарушениях питания не намеренно, не разыскивая или не подписываясь на него.

В этом исследовании было выявлено, что 64% участников смотрели видео о нарушениях питания на своей странице For You. Это могут быть ролики, демонстрирующие компульсивное переедание, употребление слабительных или чрезмерные физические упражнения. Важно осознавать, что подписка или поиск контента, связанного с питанием, телом или упражнениями, может привести к непреднамеренному представлению идеализированных, искаженных образов тела. Чтобы снизить это воздействие, рекомендуется ограничивать время, проведенное на TikTok. Однако результаты показывают, что даже несколько минут на платформе могут оказать негативное влияние на пользователя.

Министерство юстиции США утверждает, что компания TikTok не смогла предотвратить регистрацию несовершеннолетних пользователей в своей социальной сети и незаконно собирала их личные данные. В иске TikTok и его материнская компания ByteDance обвиняются в нарушении Закона о защите частной жизни детей в интернете (COPPA), поскольку позволяют детям создавать аккаунты без ведома или согласия родителей.