Найти тему
Гид по Риму Светлана Синица

Борей похищает Орифию - источник вдохвения для художников

Оглавление

Я уже писала о похищениях девушек в мифологии и истории. Вот новая история.

Борей в древнегреческой мифологии - это бог и олицетворение северного ветра. Он считался одним из четырех главных ветров, наряду с Нотом (южный ветер), Эвром (восточный) и Зефиром (западный). Борея представляли как могучего крылатого бога с длинной бородой, олицетворяющего холодное дыхание зимы.

Орифия же была дочерью афинского царя Эрехтея и его жены Праксифеи. Она славилась своей красотой, что и привлекло внимание Борея.

Рубенс, Борей, похищающий Орифию (около 1615),Академия искусств, Вена/  У Орифии, кроме лишнего веса, кажется, еще и пара лишних ребер
Рубенс, Борей, похищающий Орифию (около 1615),Академия искусств, Вена/ У Орифии, кроме лишнего веса, кажется, еще и пара лишних ребер

Согласно мифу, Борей впервые увидел Орифию, когда та танцевала на берегу реки Илисс в Афинах. Бог мгновенно влюбился в прекрасную царевну.

Борей решил действовать по правилам и отправился к царю Эрехтею просить руки его дочери. Однако царь, опасаясь выдавать дочь за столь могущественное и непредсказуемое существо, отказал богу.

Франсуа Буше Борей похищает Орифию (1769), Борей схватил нимфу не так, чтобы можно было поверить их полету: позы и компоновка фигур свидетельствуют о том, что похититель борется с тяжелым грузом.
Франсуа Буше Борей похищает Орифию (1769), Борей схватил нимфу не так, чтобы можно было поверить их полету: позы и компоновка фигур свидетельствуют о том, что похититель борется с тяжелым грузом.

Борей не оставил своих намерений. Он неоднократно пытался убедить Орифию согласиться стать его женой, но девушка отвергала его ухаживания.

Отчаявшись добиться согласия мирным путем, Борей решился на крайние меры. Он решил похитить Орифию, используя свою божественную силу.

– Я заслужил сам такое унижение! Я забыл о моей грозной, неистовой силе! Разве подобает мне смиренно умолять кого-либо? Лишь силой должен я действовать! Я гоню по небу грозовые тучи, я вздымаю на море, – и я молю, словно бессильный смертный... Я должен не молить отдать мне в жены Орифию, а отнять ее силой!
Франсуа Андре Венсан. Борей похищает Орифию.
Франсуа Андре Венсан. Борей похищает Орифию.

Однажды, когда Орифия вновь танцевала на берегу Илисса, Борей окутал ее облаком и с силой северного ветра унес в свое царство во Фракии.

Несмотря на насильственное начало их союза, миф говорит, что Орифия со временем приняла свою судьбу и стала женой Борея. У них родились дети - сыновья Зет и Калаид, известные как Бореады, которые участвовали в походе аргонавтов, и дочери Хиона и Клеопатра.

Джозеф Фердинанд Лансернон. Борей похищает Орифию. 1822. Музей Жироде, Франция
Джозеф Фердинанд Лансернон. Борей похищает Орифию. 1822. Музей Жироде, Франция

Похищение Орифии имело далеко идущие последствия. Афиняне были разгневаны поступком Борея, но позже, во время греко-персидских войн, они молились ему о помощи. Борей, помня о своей афинской жене, послал сильный ветер, который разбил персидский флот у мыса Сепиада, чем значительно помог грекам.

Джованнип Франческо Романелли, Борей похищает Орифию.  XVII век
Джованнип Франческо Романелли, Борей похищает Орифию. XVII век

Похищение Орифии Бореем можно воспринимать как аллегорию природных сил: холодный северный ветер, уносящий тепло и свет (которые олицетворяет Орифия).

Этот миф оставил заметный след в культуре, вдохновляя художников, поэтов и скульпторов на протяжении веков, о чем мы говорили в предыдущей части нашего разговора.

Уильям Чарльз Митчелл. Полет Борея с Орифией. Академия искусств. Вена.
Уильям Чарльз Митчелл. Полет Борея с Орифией. Академия искусств. Вена.

Конечно, я расскажу о картинах итальянских художников на тему "Борей похищает Орифию". Этот сюжет был довольно популярен в итальянском искусстве, особенно в эпоху Возрождения и барокко.

Итальянские художники

1. Франческо Конти

Эта работа отличается динамичной композицией. Конти изобразил момент похищения: немолодой могучий Борей поднимает в воздух изящную Орифию, окруженную взволнованными спутницами.

-7

2. Франческо Солимена (1657-1747)

Неаполитанский художник Солимена написал картину "Борей похищает Орифию" в начале 18 века. Его интерпретация отличается драматизмом и насыщенной цветовой палитрой, характерной для барокко. Солимена акцентировал внимание на контрасте между мощной фигурой Борея и хрупкой Орифией.

-8

3. Лука Джордано (1634-1705)

Джордано, еще один выдающийся неаполитанский художник, также обращался к этому сюжету. Его версия "Борей похищает Орифию" (около 1680 года) хранится в Музее истории искусств в Вене. Картина отличается динамичной композицией и виртуозной техникой исполнения.

ЛУКА Джордано по прозвищу Лука Фа-Престо за скорость, с которой он работал., Борей, похищающий Орифию.
ЛУКА Джордано по прозвищу Лука Фа-Престо за скорость, с которой он работал., Борей, похищающий Орифию.

4. Джузеппе Бартоломео Кьяри (1654—1727)

Кьяри создал свою версию "Борей похищает Орифию" в начале 18 века. Его интерпретация отличается экспрессивной манерой письма и необычной атмосферой, характерной для его творчества.

Приписывается Джузеппе Бартоломео Кьяри "Борзей похищает Оринфию"
Приписывается Джузеппе Бартоломео Кьяри "Борзей похищает Оринфию"

5. Джлванни Баттиста Чиприани (1727-1785)

Его работа отличается элегантностью и легкостью, характерной для флорентийской школы.

Джованни Баттиста Чиприани "Борей похищает Орифию"
Джованни Баттиста Чиприани "Борей похищает Орифию"

Эти итальянские мастера, каждый в своем стиле, стремились передать драматизм момента похищения, контраст между божественной силой Борея и человеческой хрупкостью Орифии. Они использовали динамичные композиции, яркие цвета и выразительные жесты, чтобы создать захватывающие визуальные интерпретации этого древнегреческого мифа.

Современные версии

Борей похищает Орифию. Александр Ротхауг. Частная коллекция
Борей похищает Орифию. Александр Ротхауг. Частная коллекция

Северный ветер. (Борей) Джон Уильям Уотерхаус. 1903. Частная коллекция
Северный ветер. (Борей) Джон Уильям Уотерхаус. 1903. Частная коллекция

Каждый художник привносил в сюжет свое видение, отражая не только саму историю, но и эстетические предпочтения своего времени. Это делает итальянские интерпретации мифа о Борее и Орифии особенно интересными для изучения в контексте истории искусства.​​​​​​​​​​​​​​​​

Мне больше всех понравилась версия Чиприани, а вам?

Гид по Риму Светлана Синица