Хоумлендер из сериала "Пацаны" - это один из лучших, когда-либо созданных кинозлодеев. Каждый раз, когда он появляется на экране, то в воздухе тут же повисает напряжение, а зрителя терзают опасения, что же он "выкинет" на этот раз. Я считаю, что есть, что-то очень цепляющее в этом персонаже, что-то дающее ему значительное преимущество, перед другими подобными злодеями вроде Джокера, Волан-Де-Морта, Саурона или Дарта Вейдера. В сегодняшней статья мы разберём, что именно даёт Хоумлендеру возможность считаться одним из самых крутых отрицательных персонажей в истории кино. А также разберём вопрос о том, что нужно, чтобы создать такого пугающего персонажа.
Начнём с того, что существует два вида конфликта между героем и злодеем. Один вариант, это где расклад сил равен и другой где уровни сил сильно отличаются. Возьмем к примеру эпизод когда Капитан Америка сражается с Зимнем солдатом. В бою они одинаково техничны, хоть и идет ожесточенная борьба за того, кто победит.
Другое дело, если возникает истинный дисбаланс сил, когда Дарт Вейдер зажигает свой световой меч и смотрит с высока на перепуганных повстанцев, когда Хоумлендер противостоит, ну в общем-то практически любому персонажу в "Пацанах". Или возьмем совсем не ориентированный на бой конфликт, когда Ганс Ланда немецкий полковник смотрит сверху вниз на беспомощного французского фермера, как правило в такого рода противостоянии гораздо больше неизвестности, чем в перечисленных ранее.
Например, Ганс Ланда значительно более страшный антагонист, чем Зимний Солдат, если сравнивать сцены с этими персонажами, так как относительная разница в силе намного больше. Когда Хоумлендер в ярости мы не спрашиваем, кто выиграет бой, разница в силе настолько безумна, и мы знаем, что драки даже не будет. Вместо этого мы задаемся вопросом, что же решит сделать злодей, ведь то что он решит сделать, он точно сделает.
Конечно, когда злодеи и герои одинаково сильны это может отлично сработать, бесспорно, поединок будет зрелищным, но если антагонист имеет огромное преимущество, тогда все становится действительно пугающим. Мы переживаем, если смотрим, например сцену, где Железный человек сражается с Таносом в фильме "Мстители: Война бесконечности", но когда злодей до смешного сильнее героя, то это и становятся по-настоящему ужасающими.
Однако, одно можно сказать наверняка, если у вашего злодея меньше силы, чем у вашего героя вам будет очень трудно сделать его страшным, есть причина по которой мы почти не видим подобных историй. Как мы можем бояться того, что сделает злодей, когда герой может остановить его с абсолютной легкостью в любой момент. Когда мы видим Хоумлендера на экране, мы испытываем страх, ожидая, что же он сделает. Но посмотрите например, на Таноса этот персонаж тоже невероятно силен, но ведь есть довольно много сцен в которых он не такой уж и страшный. Например, когда он беседует с Гаморой о своих планах в войне бесконечности.
Оба персонажа являются очень могущественными в своих вселенных, но почему эта сцена не настолько напряженная, как например сцена в которой появляется Хоумлендер. Очевидно, что сила здесь это еще не все. Важна, именно личность самого персонажа. Когда Хоумлендер находиться на экране то этого уже достаточно, чтобы заставить аудиторию волноваться и это становится еще более ужасающим, из-за обстановки вокруг него. Из-за отвратительных поступков, которые он совершил, например убив стрелка, который уже сдался ему, или позволив погибнуть целому самолёту полному людей, или выжигая мозги женщины, которую он предположительно любил. В общем вот он третий пункт в списке действительно пугающего злодея.
И ещё, и это пожалуй самое главное, что я считаю необходимо, что бы сделать любого антагониста по настоящему ужасающим. Я говорю о том, что злодей должен быть окружен неопределенностью, независимо от того, что именно он делает. Зритель должен не понимать персонажа, или по крайней мере, быть не способен предсказать его дальнейшие действия. И уже дальше, когда автор позаботится о том, что вокруг персонажа царит неопределенность в какой бы форме она не проявлялась, именно тогда любой злодей больше всего пугает аудиторию. И можно сказать наверняка, что у Хоумлендера этого качества в избытке, он постоянно удивляет нас. И тот факт что его персонаж настолько хорош в том, чтобы просто шокировать и удивлять аудиторию снова и снова.
Разберём к примеру сцену, из третьего сезона сериала "Пацаны", когда Хоумлендер встречает того слепого супергероя и всё вроде проходит как надо, парень рад знакомству, они разговаривают, улыбаются друг другу. И мы, действительно, какое-то время наблюдаем душевную сцену с этим персонажем, но все иллюзии испаряются в один момент. Комментировать сцену не буду, кто смотрел тот знает. Эта сцена вызвала эмоции абсолютно у всех, это отличное использование приема неожиданности, потому что если бы в этой сцене мы наблюдали, что-то вроде нагнетания напряженности в стиле Тарантино и аналогичных сцен из других фильмов. Мы бы это предвидели, но тут всё иначе.
Хоумлендер, действительно, непредсказуем он способен убить кого угодно в любой момент, без видимой на то причины. Из-за многих других моментов подобных этому, когда он убивает так много людей даже не задумываясь у зрителя укрепляется идея о том, что он мог бы убить любого. И это снова возвращает нас к третьему пункту, потому что мы остро осознаем степень зла на которую он способен. Но всё дело в том, что мы видели бесконечное количество сцен, где Хоумлендер находится в конфронтации с кем-то и где у нас сразу проносилась мысль, сейчас он может причинить им вред, или просто убить. И эта мысль нас пугает больше всего.
Возьмём к примеру Джокера из фильма "Темный рыцарь" в нем есть очень хорошо укоренившийся нигилизм, он из тех которые просто хотят смотреть, как мир горит. И это является их главной мотивацией и взглянем на антагониста из фильма "Старикам здесь не место". В этом фильме есть абсолютно леденящий душу злодей и он хрестоматийный психопат, сугубо эгоистичный человек, который заботится только о своей личной выгоде. И кстати, братья Коэны, абсолютно, точно изобразили психопатию в этом фильме. Все что говорит и делает персонаж, Антон Чигур, в этом фильме это то, что настоящий психопат мог бы делать в реальном мире.
Или возьмём к примеру фильм "Нечто", который многие люди называют одним из самых страшных фильмов, которые они когда либо видели, тем не менее, мы видим монстра полностью в действии полностью на экране. Это сработало так хорошо, потому что Джон Карпентнер понимал, что именно неопределённость в отношении монстров, делает их страшными. Подытожим, неопределенность пугает и ужасает одновременно.
А теперь пришло время ответить на вопрос, почему Хоумлендер намного страшнее других злодеев, что конкретно делает его таким уникальным. Ну, во-первых, он соответствует всем перечисленным в этой статье пунктам. К тому же под маской его персонажа скрывается нечто гораздо больше, это его личность и конфликт внутри него самого. И дело не в том, что он спокойно относится к массовому убийствам, потому что художественной литературе много персонажей, которых это тоже устраивает. Что делает его намного более страшным так это то, что у него есть и невероятная мотивация не предаваться подобным вещам, он нарцисс, который невероятно заботится о том как люди его воспринимают ему нравится убивать людей, ему нравится проявлять власть причиняя вред другим, потому что это укрепляет его восприятие того, что да он, действительно, самое совершенное живое существо на планете Земля.
Однако ему также нравится, когда его любят на самом деле, возможно, ему это нравится даже больше, чем убивать. Эти две стороны его нарциссизма конкурируют друг с другом, это что-то вроде Инь-Янь. Две его мотивации бесконечно борются друг с другом, максимизируя его драматический потенциал, как персонажа, поскольку мы, действительно, не знаем какая сторона победит. Еще один важный вывод, который мы можем извлечь из характера Хоумлендера это то, что персонаж у которого есть множество мотиваций конкурирующих друг с другом, по своей сути является более драматичным персонажем чем тот у кого есть только одна. Даже если этот человек главный герой, если одна из мотиваций добрая, а другая злая, то эти две не могут быть реализованы одновременно, и тут возникает непредсказуемость, которая означает, что будет гораздо больше неопределенности и дальше. По этим причинам я и считаю, что Хоумлендер это величайший антагонист в истории кино.