В 2024 году были приняты два постановления Кабинета министров по цифровой маркировке, которые главным образом усилили ответственность за нарушения, однако технические аспекты остались нерешёнными. Особую обеспокоенность вызывает проблема вывода маркированных товаров из оборота, что осложняет деятельность добросовестного бизнеса.
Проблемные области
Цифровая маркировка товаров функционирует в Узбекистане уже более трёх лет и считается важным инструментом в борьбе с теневой экономикой и контрафактом. Однако её реализация сопровождается множеством вопросов со стороны бизнеса. В существующих правилах есть пробелы, которые усложняют ведение законной деятельности.
Налоговый комитет проводил обсуждения с бизнесом, предлагая различные решения для вывода из оборота маркированных товаров, таких как таблетки, продаваемые поштучно, и алкоголь на розлив. Однако финального решения по этим вопросам так и не принято, что создаёт неопределённость для медицинских учреждений, предприятий общественного питания и гостиничного бизнеса.
Отсутствие технической возможности для вывода из оборота лекарств, использованных медицинскими учреждениями при лечении пациентов, остаётся серьёзной проблемой. Кроме того, вызывает тревогу вопрос отражения маркируемых товаров (например, бытовой техники) в чеках при авансовых и кредитных платежах. Согласно постановлению Кабинета министров № 943 от 23.11.2019 года, в таких чеках должен быть указан признак маркировки, однако как это реализовать на практике, остаётся неясным. Устные разъяснения налоговиков о том, что признак маркировки в этих чеках указывать не нужно, не соответствуют положениям ПКМ.
Напомню, что согласно действующему законодательству, выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Налогового комитета по применению налогового законодательства, предоставленных неопределённому кругу лиц, исключает вину этого лица в совершении налогового правонарушения. Поэтому крайне важно, чтобы комитет предоставлял именно письменные, а не устные разъяснения.
Предлагаемые меры
Для обеспечения добросовестного выполнения требований цифровой маркировки необходимо оперативно решить все указанные технические вопросы и предоставить предпринимателям чёткие официальные письменные инструкции. В противном случае, несмотря на ужесточение контроля, эффективность системы останется под вопросом, а добросовестный бизнес будет подвергаться неоправданным рискам.
Опасения бизнеса вполне обоснованы, особенно в связи с возможными штрафами в размере 2 % от квартальной чистой выручки за любое нарушение, даже незначительное. Бизнес опасается, что эти штрафы будут применяться и в ситуациях, когда технического решения для соблюдения требований просто не существует. Обжалование каждого случая и доведение его до высшего руководства ведомства представляется маловероятным, что увеличивает риск несправедливого наказания добросовестных предприятий.
В Налоговом комитете создаётся специальная структура из 7 штатных единиц, которая будет контролировать соблюдение правил цифровой маркировки и обеспечивать полноту налоговых поступлений. Логично было бы поручить ей разработку и распространение среди налогоплательщиков письменных руководств, необходимых для обеспечения прозрачности и эффективности системы цифровой маркировки.
Однако прежде чем предпринимать такие шаги, желательно провести встречу с бизнесом. Это соответствует рекомендациям TADAT (инструмента диагностической оценки налогового администрирования), который в своём третьем компоненте (POA3) оценивает, насколько налогоплательщики обеспечены необходимой информацией и поддержкой для добровольного соблюдения требований.
Борьба с теневой экономикой и контрафактом – это важная государственная задача, заслуживающая поддержки. Однако, пока не будут решены все обозначенные вопросы и не будут созданы чёткие, понятные и технически реализуемые правила, ожидать от бизнеса полного соблюдения всех требований цифровой маркировки нереалистично.
Заключение
Для решения данных проблем бизнес может рассмотреть использование различных инструментов автоматизации, таких как 1С, которые облегчат ведение бухгалтерского учёта. 1С, включая 1С Бухгалтерию 8.3 и другие версии, широко используется в Узбекистане для управления бухгалтерией и может стать эффективным средством в условиях изменения законодательства. Скачайте 1С и бесплатно ознакомьтесь с возможностями программного обеспечения, чтобы упростить процесс цифровой маркировки и минимизировать риски нарушения требований законодательства.
Как пробелы в правилах цифровой маркировки вредят законопослушному бизнесу в Узбекистане
16 августа 202416 авг 2024
3
3 мин