В Париже прошли самые скандальные в новейшей истории Олимпийские игры. Последний раз Олимпийские Игры без российской команды проходили в 1984 году в Лос-Анджелесе в условиях «Холодной войны».
Стало очевидно, что современные олимпийские игры не имеют ничего общего с играми прошлого и мировой спорт находится в очевидном кризисе. К тому же активно развиваются альтернативные олимпийским игры, в том числе в рамках БРИКС. Мы попросили экспертов дать комментарии по этой теме.
— Олимпийское движение, основанное в 1894 году, было призвано следовать античным традициям и развивать философию спорта до степени высокого символизма, понятного каждому: культ соперничества и проверки своих сил в честном соревновании должны были стать альтернативой войнам, — рассказывает старший научный сотрудник центра социокультурного анализа Института стратегических исследований ГБНУ АН РБ Александр Кобыскан. — Реальность всё это время была иной: невозможно сохранять нейтральность абсолютно любого мероприятия, если яркой его стороной является принадлежность к какой-либо стране, демонстрация атрибутики и сплочение болельщиков вокруг «своих» символов. Спорт — это очень хороший инструмент пропаганды и продвижения своих идеологических установок. И не столь важно: Олимпиада это, Чемпионат мира по футболу или обычный песенный конкурс «Евровидение».
Как считает эксперт, политизация таких ярких информационных площадок будет проводиться интересантами всегда.
— Другой вопрос, с какой целью. На протяжении всего ХХ века Олимпийские игры были ярким политическим событием, с которым увязывали репутационную составляющую разные страны: ярче всего это проявлялось в 30-е годы, позже — в 80-е. Тогда основной задачей было показать качество систем подготовки в условиях существования разных политических систем, дать рекламу своей стране, — поясняет Александр Кобыскан. — Начиная с Олимпийских игр в Лос-Анжелесе эти соревнования стали жестким рупором западной пропаганды и полигоном для испытания достижений фармацевтической промышленности. Чем активнее звучал лозунг «Спорт вне политики», тем меньше в нём оставалось спортивного. И вот наивысшей точкой пропаганды «соросовского» варианта западного мира стали минувшие Олимпийские игры в Париже. Здесь и оскорбительное обращение с античными и христианскими образами в программе открытия игр, и уже безумие с участием спортсменов-трансгендеров в женских соревнованиях, и беззастенчиво низкое качество организации. Поэтому, Олимпиада, в её нынешнем виде — это не то место, где должны проявлять себя наши спортсмены. Прогнозируя развитие тенденций, Институт стратегических исследований Академии наук Республики Башкортостан сейчас активно занимается изучением национальных видов спорта: их очень много, и у каждого своя изюминка. И их можно и нужно популяризировать. Формат олимпиады себя изжил и не вписывается в модель многополярного мира, которую создают страны BRICS. Вместо западного принципа «показать, кто тут самый сильный», считаю, стоит перейти к формату большого общемирового фестиваля национальных видов спорта, где акцент будет сделан на демонстрации традиций видов спорта разных стран и народов. Это и будет способствовать идее единения народов.