Осталось всего 10 дней до конца выставки "Москва. Женщины советской столицы 1920 - 1930-х", главного проекта Музея Москвы этого года.
В первые десятилетия советской власти стремительно происходит смена социальных ролей. Главной героиней становится женщина, которую всё чаще начинают изображать в искусстве.
Экспозиция разделена на 10 тематических зон и представляет собой улицы столицы, передвигаясь по которым мы снова и снова знакомимся с ролью женщины в советской истории. Многогранный образ москвички представлен живописными портретами, скульптурами, плакатами, графикой и т.д.
В каждой тематической зоне располагается небольшая комнатка, посвященная только одной героине. Например, в зале "Женщина и революция" можно заглянуть в гости к Людмиле Владимировне Маяковской (1884-1972) — советскому художнику по тканям, сестре знаменитого поэта.
Я совсем недавно узнала о ней и поэтому было вдвойне интересно увидеть её работы. Она возглавляла аэрографическую мастерскую на фабрике Трехгорной мануфактуры. Маяковская была первой женщиной на фабрике, которая занимала административно-техническую должность до революции в России.
"Героиней НЭПа" стала Валентина Михайловна Ходасевич (1894-1970) - живописец, театральный художник и график.
Она работала в студии Владимира Татлина на Остоженке, участвовала в выставках «Бубнового валета», «Мира искусства» и др. Принимала участие в создании первого советского журнала моды "Искусство одеваться". Работы художницы хранятся в музеях Москвы, Санкт-Петербурга и других городах страны, а также в частных коллекциях России и за рубежом.
Следующая героиня Варвара Фёдоровна Степанова (1894-1958) - художница-авангардистка, дизайнер и поэтесса, жена Александра Родченко (живописец, график, плакатист, фотограф, один из основоположников конструктивизма, родоначальник дизайна и рекламы в СССР).
Совместно с художницей Любовью Поповой специально для Первой ситценабивной фабрики Москвы создала несколько сотен орнаментов для тканей. В основе узоров были геометрические фигуры. Помимо принтов, Варвара Степанова разрабатывала производственную одежду для людей разных профессий: пожарных, пилотов, хирургов и др.
В зале "Художница и муза" нас знакомят с Александрой Григорьевной Кольцовой-Бычковой (1892-1985) - мастером декоративно-прикладного искусства.
Наибольшим успехом в советское время пользовались предметы вышивки, созданные самой Александрой Григорьевной в штучном экземпляре, а так же растиражированные по её лекалам такие предметы, как наволочки, абажуры, дамские шляпки и другие предметы женской одежды.
Особенно хотелось бы выделить её яркие декоративные панно в лоскутной технике.
Следующая женщина, наверно, самая известная из представленных на этой выставке - Вера Игнатьевна Мухина (1889-1953) (советский и российский скульптор-монументалист, педагог).
Она была ученицей французского скульптора Бурделя и прославилась созданием скульптурной группы «Рабочий и колхозница».
Другие её известные работы: скульптуры «Хлеб» и «Плодородие» в парке Дружбы около Северного речного вокзала, памятник П.И. Чайковскому у здания Московской консерватории, памятник Максиму Горькому у Белорусского вокзала и памятник ему же, но только уже в Нижнем Новгороде.
На выставке же представлена менее известная сторона Веры Мухиной. Она с детства была увлечена модой и ещё до революции создавала костюмы для театра. После 1917 г. она входила во все творческие группы, занимающиеся вопросами советской моды. Вместе с Надеждой Ламановой издавала альбом «Искусство в быту», где публиковались выкройки, по которым можно было на дому сшить себе одежду (хотя это не всегда удавалось).
В центре зала представлены головные уборы, изготовленные по рисункам Веры Мухиной из альбома «Искусство в быту».
Хотя Любовь Петровну Орлову (1902-1975) тоже все прекрасно знают. Она представлена в отдельной комнатке в зале "Ударницы". Ведь именно эта актриса воплотила эталонный образ советской ткачихи на киноэкране в фильме "Светлый путь" (1940 г.).
Ещё одна новая личность для меня Анель Алексеевна Судакевич (1906-2002) - актриса и художница по костюмам. Здесь представлены кадры из фильмов, афиши и костюмы по её эскизам.
С 1946 г. она работала в цирке, а в 50-х гг. была главным художником Московского цирка. Что интересно, именно Анель Судакевич придумала известную по всему миру клетчатую кепку для Олега Попова.
Идём далее. Маргарита Сергеевна Иноземцева (1887-1970) - живописец и художница по ткани. Участница выставок объединения Мир искусства.
И заключительная история женщины - история Киры Осиповны Мосяковой (1905-1954).
Она пробовала себя в разных видах искусства, но больше всего она любила текстиль и театральные костюмы. Работала в Большом театре художницей по костюмам. Но в её семью пришла беда, мужа расстреливают по статье изменник родины, а она получает статус «жена врага народа», и ее фамилию убирают из программок. Но несмотря ни на что, она никогда не опускала руки. Мосякова выполняла заказы для Худфонд СССР, где также экспериментировала над тканями и орнаментами.
В очередной раз поняла, что если сложно воспринимается музей или выставка, то 100% нужна экскурсия, которая разложит всё по полочкам и посещение такого места не будет безрезультатным.
Спасибо Мостуризму за возможность посетить выставку и сделать для себя новые открытия.
Выставка до 25.08.2024 г.
📍Москва, Зубовский бул., 2, стр. 1.