Найти тему
ИНОСМИ

Несговорчивость Украины сулит серьезные проблемы Словакии. Братислава готовится остаться без российского газа. С альтернативами непросто

Оглавление
   © AP Photo / Bela Szandelszky
© AP Photo / Bela Szandelszky

Словакия — единственная страна, для которой транзит через Украину остается основным путем поставок российского газа, пишет Postoj. Отказ Киева продлевать транзитный договор с Москвой грозит Братиславе проблемами. Альтернативные пути поступления газа есть, но с ними все не просто.

Компания "Словенски плинарански прумисл" (SPP) сообщает, что подписала контракты на достаточное количество газа из альтернативных источников, но могут возникнуть проблемы с его физической доставкой словацким домохозяйствам и фирмам.

События в украинско-российском конфликте могут в долгосрочной перспективе изменить транзитные трассы и торговлю природным газом в Европе.

Под угрозой важный и сейчас единственный центр, который перекачивает газ из России на Украину, и далее этот газ поступает в Европу, в том числе через Словакию.

Второй важный центр, Сохрановка, на украинской территории перестал работать уже вскоре после начала российской спецоперации — в мае 2022 года. Из-за интенсивных боев и занятия территорий российскими войсками Украина сообщила, что не может гарантировать бесперебойность его работы и безопасность и поэтому закрыла его.

Затем "Газпром" какое-то время вел переговоры с украинской транзитной компанией GTSOUо переносе прежних объемов на транзитную станцию "Суджа", и примерно с середины 2022 года российский газ по украинской трассе перекачивается только из Суджи.

Правда, Россия поставляет газ и по южной трассе, по газопроводу "Турецкий поток", который ведет через Балканы в Венгрию. Поэтому Венгрия, в отличие от Словакии, мало зависит от ситуации вокруг украинской транзитной трассы.

Между Венгрией и Словакией есть газопроводы, и существует теоретическая возможность, что "Газпром" смог поставлять в Словакию оговоренные объемы по южной трассе.

Сложность в том, что к "Турецкому потоку" с его ограниченной мощностью подключился бы еще один потребитель, то есть Словакия, раз эта "труба" после прекращения транзита через Украину осталась бы последней и единственной подземной трассой для доставки российского газа в Европу.

Северная трасса известная как "Северный поток" не используется. "Северный поток - 2" так и не ввели в эксплуатацию, несмотря на все усилия, которые в свое время к тому прилагала Германия. А с "Северным потоком - 1" в сентябре 2022 года случился "несчастный случай". Там произошел до сих пор не объясненный взрыв, который вывел из строя морскую трассу, связывавшую Россию с Северной Германией.

На события в российско-украинском конфликте отреагировала и голландская биржа TTF, то есть главный хаб, где в Европе торгуют газом и где определяется его исходная цена для европейских покупателей. (…)

Ситуация была и остается неопределенной, хотя в газовом мире царит надежда, что обе конфликтующие стороны пощадят транзит через Украину.

В конце концов, существует договор между "Газпромом" и Украиной о транзите газа. Газ поступает, и "Газпром", по-видимому, платит за транзит Украине. Если бы он не платил, Украина уже давно остановила бы поставки.

Правда, надежды и действующий договор все еще могут перечеркнуть два фактора. По логике сейчас ни одна из сторон не заинтересована в ликвидации газовой инфраструктуры, но случайного повреждения в условиях ожесточенных боев никто исключить не может. Во-вторых, факт в том, что в конце года договор между Украиной и "Газпромом" о транзите истекает, а Украина несколько раз подчеркнула, что не собирается продлевать контракт. Если бы Киев хотел его продлить, то как минимум уже шли бы переговоры, но даже у инсайдеров нет информации о том, что хотя бы в какой-нибудь форме ведутся консультации на этот счет.

Что будет после первого января, когда прекратит действие нынешний договор, на самом деле не знает никто. Для Украины это в крайнем случае может означать, что российская армия начнет громить, помимо электрической, еще и газовую инфраструктуру Украины.

На прошлой неделе отмечался спад в поставках, но, согласно хорошо информированным источникам, это не было никак связано с военными операциями. Дело в том, что европейские компании, которые держат газ в украинских подземных хранилищах, начали выводить этот газ, что естественным образом снизило "свежие" поставки.

На это указывает и мониторинг объемов, проходящих через Суджу. Уровень пока не достиг средних значений с января текущего года, но после спада на прошлой неделе объем перекачиваемого газа опять начал увеличиваться.

Как газ поступает в Словакию

В прошлом году Словакия купила у "Газпрома" около половины газа, который потребила.

За поток газа в и через Словакию отвечает компания "Эустрим". Она ежедневно публикует объемы переправляемого газа.

В Словакию газ поступает через два хаба: Велке Капушаны, куда выходит газопровод с Украины, и Велке Злиевце, куда ведет газопровод из Венгрии. Через хаб Баумагартен газ поступает в Австрию, а через Ланжгот — в Чешскую Республику.

По последним данным, из более 42 ГВтч в день далее за границу в Чехию и Австрию уходит почти 30 ГВтч газа. Остальное остается в Словакии и отправляется либо непосредственно потребителям, домохозяйствам и компаниям, либо в подземные хранилища.

Согласно порталу, который следит за потоками газа в хабах по всей Европе, поток через Велке Капушаны после непродолжительного спада на прошлой неделе вернулся к среднему уровню, который сохранялся с января текущего года.

Такой же стабильный уровень поддерживается и в Велке Злиевце, куда выходит газопровод из Венгрии. Таким образом, часть газа уходит в хранилища. Согласно последним данным от 12 августа, словацкие хранилища газа заполнены на 88,92% с тенденцией к росту.

Важны и данные о физических объемах газа, который у нас есть в хранилищах, по сравнению с потреблением. При потреблении более 59 ТВтч у нас в хранилищах сейчас почти 32,5 ТВтч, а это около 54,8%. Более половины среднего потребления, таким образом, обеспечены газом в хранилищах.

В данный момент в Словакию не поступает газ из Польши, что подтверждают, во-первых, данные международного мониторинга, а во-вторых, данные "Еустрим".

У Украины есть транзитные станции для поставок на запад на границе с Польшей, Словакией, Венгрией и Румынией. Но Венгрия и Румыния сейчас не получают газ из России через Украину, а пользуются газопроводом, ведущих из России через Черное море и Турцию на Балканы.

У Польши есть собственный морской СПГ-терминал в Свиноуйсьце, и еще один запланирован в Гданьске.

Таким образом, Словакия — единственная из этих четырех стран, кто по-прежнему использует в качестве основного источника закупок российского газа транзит через Украину.

Но хаб Ужгород — Велке Капушаны используется не только для снабжения Словакии. Это еще и торговая трасса, по которой компании, хранящие газ в украинских хранилищах, отправляют свои запасы. Также эта станция может работать в реверсивном режиме, то есть доставлять газ на Украину, что для нашего восточного соседа крайне важно, ведь Россия может, несмотря на договоры, остановить поставки в любой момент.

С другой стороны, есть еще Австрия и Чешская Республика, которые полагаются на транзит через Украину и Словакию и по-прежнему покупают газ у "Газпрома".

Но чехи сейчас больше хотят полагаться на поставки через Германию и закупки норвежского газа или СПГ. Австрийская компания ÖMV уже сообщила, что хочет разорвать контракт с "Газпромом" и сосредоточиться исключительно на альтернативных поставщиках. По контракту, "Газпром" передает газ ÖMV на словацко-австрийской границе. Если транзит через Украину прекратится, "Газпром" не сможет выполнять условия контракты и австрийская компания сможет, согласно собственной юридической оценке, выйти из договора.

Успешная диверсификация

Из поступающих данных ясно, что большинство государств сейчас свои запасы активно пополняют. Это делается из-за неопределенности вокруг дальнейшего транзита через Украину после истечения срока договора между ней и "Газпромом" первого января будущего года.

Для Словакии это может обернуться проблемами. Конечно, есть трасса, соединяющая Словакию с газопроводом, по которому Россия экспортирует газ через южный коридор, но оттуда Братислава получает лишь часть газа, в котором нуждается для удовлетворения потребления.

Если после нового года это направление останется единственным, то это крайне осложнило бы выполнение контракта, обязывающего "Газпром" поставлять Словакии уже оплаченные объемы газа. Во-первых, из-за возможностей самого газопровода, а во-вторых, потому, что на этой трассе Словакия является фактически последней страной, а ведь контракты с "Газпромом" подписали все государства на протяжении газопровода.

Словацкая государственная компания SPP уже несколько лет подписывает контракты и закупает газ и у других поставщиков.

"Мы уже несколько лет готовим SPP к риску остаться без поставок российского газа. Кроме того, мы вовремя предупреждаем и другие вероятные риски. Так, мы подготовились к этой ситуации, в том числе, вовремя оплатив транзитные мощности в Германии. Более того, мы можем обеспечить себе транзитные мощности в Венгрии, Австрии и, благодаря слаженной работе наших коллег из дочерней компании "Еустрим", и в Польше", — заявил представитель SPP в ответ на вопрос об обеспечении поставок в случае неблагоприятного развития событий вокруг украинского транзита.

По словам представителей компании, как и раньше, у них подписаны контракты с компаниями BP, ExxonMobil, Shell, ENI и RWE на закупки газа из нероссийских источников. Договоры распространяются и на 2025 год. (…)

В SPPговорят, что не забывают делать запасы. В начале ближайшего отопительного сезона, а также в начале 2025 года хранилища, по планам, будут заполнены на сто процентов. Тут стоит добавить, что газ в хранилищах может принадлежать разным компаниям, а запасы словацких газовщиков могут храниться и в других государствах.

Кроме того, по заявлениям представителей SPP, в случае необходимости компания сумеет посредством альтернативных трасс и других поставщиков обеспечить такие же объемы газа, какие сейчас она закупает у "Газпрома".

"Если с поставками российского газа начнутся продолжительные перебои, мы обеспечим нашим заказчикам достаточное количество природного газа, пополнив наше диверсификационное портфолио поставщиков газа из разных источников в объемах, которые в полной мере заменят поставки "Газпрома"", — подытожили в SPP.

Логистические проблемы

Но, по нашим сведениям, не все так просто. Физически мы можем закупать газ на мировом рынке у разных поставщиков. Что касается СПГ, то есть сжиженного природного газа, мы полагаемся, прежде всего, на поставки через немецкие терминалы.

Однако немецкий оператор трубопроводов "Газкад" уже сообщил, что с октября текущего года ограничит гарантированную мощность распределительной станции Брандов в Крушных горах до 268,8 ГВтч в день. Этой мощности хватит для снабжения Чешской Республики, а вот для других государств, включая Словакию, этого будет мало.

В данный момент неизвестно, как немцы поведут себя и согласятся ли в случае остановки транзита через Украину пропускать достаточное количество газа для удовлетворения и словацких потребностей.

Дело в том, что Германия тратит много газа на выработку электроэнергии, поскольку отказались от своих самых экологичных источников электрической энергии — АЭС. Кроме того, свою роль играет непредсказуемая погода, на которую человек повлиять не может. Если зима выдастся морозной, газа немцы (и не только) будут потреблять больше, чем в мягкие зимы, как было в последние два года.

Вторая проблема — логистика.

Мощности СПГ-терминалов ограничены. Не всегда для успешной поставки достаточно контракта и СПГ, погруженного на танкер. Важно, чтобы этот танкер встал на разгрузочный слот, после чего переправляемая сжиженная масса снова преобразуется в газообразное состояние и будет сжата для дальнейшего поступления в газовую инфраструктуру и потребителям.

Так же, как Германия, может поступить и Польша. У нее есть свой СПГ-терминал, и Словакия напрямую к нему подключена. Но если спрос в Польше вырастет до пределов возможностей польского терминала, словацкому потребителю придется ждать.

Таким образом, если морозная зима наложится на ограниченные возможности существующих СПГ-терминалов, то доставить газ в Центральную Европу физически будет проблемой. И это несмотря на действующие и проплаченные контракты.

Процесс закупок СПГ и его регазификация сопряжены еще с одной проблемой. Как недавно объяснил представитель SPP Ондрей Шебеста, расходы на закупку таких же объемов газа, какие мы сегодня покупаем у "Газпрома", могут вырасти на 140 миллионов евро.

"Разница вызвана, прежде всего, транзитными сборами. Причем нам пока неизвестно точно, сколько придется платить. Также прекращение поставок природного газа закономерно повлечет за собой и рост цен на оптовых рынках, прежде всего, в нашем регионе, который все еще крайне зависим от поставок этого сырья из России", — разъяснил Ондрей Шебеста.

Автор: Эрик Потоцкий (Erik Potocký)

Оригинал статьи