Найти тему
АВТО ПОЧЕМУЧКА

Инновационная техника из СССР, которой не нашлось места в современном мире

Оглавление

Советский автопром по-настоящему начал развиваться только после победы СССР над фашисткой Германией.

Многие интересные проекты, над которыми работали советские инженеры на начало Великой Отечественной войны, были заморожены или потеряны, поэтому в большинстве случаев, приходилось начинать работы практически с ноля.

Сложный период восстановления страны из руин, также не способствовал развитию техники нового поколения, но все же, новые идеи, на много лет опередившие реальность, были.

Все прекрасно понимали, что технологии и транспорт постоянно совершенствуются, поэтому новые интересные инженерные решения пытались не просто отразить на бумаге, но и довести до конца.

Интересных, точнее сказать уникальных по своей сути проектов, которые даже сейчас могли бы быть рабочими, у советских инженеров-технарей было немало.

Обиднее всего, что большая часть проектов, о которых сейчас пойдет речь, прошли испытания и были признаны удачными, но по разным причинам им не дали хода.

Ка-30

Для освоения крайнего Севера всегда требовалась многофункциональная техника, недорогая в производстве, выносливая и специфическая в эксплуатации.

-2

Аэросани как раз относились к техническим средствам, которые можно было бы использовать для доставки грузов и людей тогда, когда другая техника простаивала.

В периоды климатических условий, когда все было покрыто глубоким снегом, а на дальние участки можно было добраться только на вертолетах, проект Ка-30 был очень своевременным и крайне востребованным.

Вся проблема была в том, что большие предприятия по изготовлению техники не были готовы к выпуску аэросаней серийно.

-3

Разрабатывалась модель грузопассажирских аэросаней советским инженером Ювенальевым, который занялся проектированием в 1960 году, когда для создания Ка-30 уже была привлечена группа изобретателей.

На независимой подвеске закрепили две пары лыж, где передние были управляемые, а задние ведомые.

В корпус, где основой кузова стал настил, изготовленный из дюраля, вмонтировали тоннель, по которому были уложены тросы управления и электрические провода.

Для удобства управления и размещения груза и людей салон был разделен на три секции, где также находился моторный отсек, обогревавший людей и водителя.

Для надежности в моторном отсеке разместили два бензобака, в самом же салоне имелись швартовые приспособления и сидения для пассажиров, которые для удобства складывались.

-4

Управление аэросанями осуществлялось с помощью приборов и систем, напоминающие, по своей функциональности автомобильные.

Для удобства управления использовался обычный руль, где вся механика из-за высокой надежности была позаимствована из ЗИЛ-130.

Электросиловая и панель управления винтомотором разрабатывались отдельно. В утепленном салоне за счет звукопоглощающим материалом было относительно комфортно, так как в дополнение имелась система обогрева.

-5

Проект был удачнее других во всех отношениях: по вместительности за раз аэросани могли перевозить груз весом в 600 кг, что было даже больше, чем мог за один рейс доставлять грузовой вертолет.

Двигатель АИ-14РС, до этого используемый на модели аэросаней «Север-2», после модернизации обладал мощностью в 260 л. с., что позволяло развивать скорость до 140 км/ч.

По бескрайним равнинам Север, Сибири, Казахстана аэросани были самым простым и удобным для передвижения транспортом. Небольшой по размерам мини-автобус, выполнял пассажирские рейсы, использовали для доставки медиков и медикаментов, почты, перевозил грузы и людей.

-6

«Дальмашзавод» был единственным предприятием, выпускавший серийно небольшими партиями аэросани Ка-30, которые в процессе сборки в несколько этапов модифицировались.

Несмотря на то, что завод изготавливал технику в малом количестве, хотя потребность в аэросанях была высокая, практически ни одно крупное предприятие страны не поддержало инициативу.

Ил-102

Сейчас уже мало кто помнит, как в середине 60-х годов прошлого столетия коллективом ОКБ Ильюшина был создан самолет, по своим техническим характеристикам обгонявший самые новейшие военные разработки, включая самолет из этой же серии Су-25.

-7

Новая модель штурмовика существенно отличалась по своим характеристикам от старой военной техники.

Форму носовой части видоизменили для улучшения обзора, на нем были установлены новые, мощные двигатели, опережавшие по своим возможностям зарубежные аналоги штурмовиков.

-8

Из военного оборудования и вооружения были взяты только самые новые разработки.

Несмотря на то, что проект был признан удачным, сборка экспериментального образца длилась без малого два десятка лет. КБ было завалено множеством заказов на создание новых боевых машин, поэтому приходилось с большим трудом выбивать материал и оборудование.

Только в 1982 году самолет был готов к испытаниям, при этом предварительно машину лично осмотрел маршал авиации Кутахов, которому понравился новый двухместный штурмовик.

Несмотря на высокую оценку специалистов, Министр обороны Устимов лично приказал запретить дальнейшие работы по испытанию самолета, которые были намечены на май 1982 года.

-9

Маршал авиации Кутахов два раза поднимал вопрос о необходимости проведения испытаний, но оба раза его прошения были отклонены.

После того как проект был откровенно «зарублен» министерством обороны, проектанты пошли на всякие хитрости. Они переименовали самолет, после чего министр промышленной авиации под свою ответственность дал добро на проведение испытаний собранной модели.

-10

Испытания проходили в середине сентября 1982 года, подальше от глаз начальства, на одном из белорусских гражданском аэродроме.

«Летающий танк» совершил более 250 вылетов в режиме программы, созданной специально для испытаний боевой техники, при этом не было зафиксировано ни единой поломки или сбоя в работе системах управления самолетом.

-11

Несмотря на то, что новая модель штурмовика практически по всем показателям обошла Су-25, который к тому времени уже серийно выпускался советской военной промышленностью, проект так и «завис» в воздухе.

После того, как в 1984 году моторесурс двигателей был полностью выработан, самолет был передан на консервацию, а позже был передан в музей ЛИИ им. Громова.

-12

Главной причиной, почему самолет не был допущен к серийному производству, стало то, что похожий, пусть и немного уступающий по своим характеристикам штурмовик уже изготавливался для нужд военной авиации.

Правительство, а возможно, скорее всего, его часть, в лице министерства обороны Устимова, из экономических соображений приняли решение использовать ту военную технику, производство которой уже было налажено.

Чтобы начать выпуск еще одной модели боевого штурмовика требовались колоссальные финансовые затраты, которых в стране на тот период не было.

-13

Гонка вооружений, навязанная капиталистическими государствами, новые политические проявления и другие не горазды, стали веским фактором в пользу отказа от серийного выпуска боевого самолета Ил-102.

Электроплан нового поколения «Лунь»

Проект под названием «Лунь» являл собой новый тип вооружения, главной задачей которого являлось уничтожение вражеских авианосцев.

На период создания проекта политическая обстановка в мире существенно ухудшалась. Американцы стремились навязать новый тип гонки вооружений, который бы препятствовал экономическому развитию стран социалистического содружества.

-14

Появление первых американских авианосцев нового поколения требовали ответного хода со стороны СССР в виде вооружения, которое бы могло противостоять и препятствовать превосходству врага.

«Лунь» по своей сути стал боевым самолетом, который мог при необходимости двигаться как по воздуху, так и по водной глади.

Инженерами был использован принцип использования нагнетания воздушного потока, который образовывая воздушную подушку, позволял передвигаться электроплану не по воде, а над водой.

-15

Машина удерживалась за счет повышенного воздушного давления на высотах, которые не позволяли атаковать электроплан ни с надводного, ни с подводного вооружения.

-16

Пилоты, удерживая боевую машину на высоте до 10 метров, могли атаковать вражеские авианосцы противокорабельными ракетами, где каждая могла потопить вражеское судно.

Американцы имели представление о новом проекте, который про себя они назвали «убийцей авианосцев» и понимали, что в лучшем случае, им пришлось бы вложить конкретные средства для защиты военных судов.

Более того, эти боевые машины могли бы существенно усилить мощь военно-морского флота СССР, тем самим заставив капиталистические страны выделить огромные средства для собственной защиты.

Министерство обороны, после того как проект прошел испытания, дал указание на серийный выпуск электропланов типа «Лунь» в количестве 8 единиц.

Причиной отказа от строительства техники нового поколения стали финансовые проблемы. Кто-то из чиновников посчитал, что строительство новой военной техники повлечет слишком большие финансовые расходы.

-17

Испытательный образец, сейчас можно увидеть в парке, расположенном вблизи Дербента, это единственное, что напоминает о проекте, над созданием которого трудились сотни талантливейших инженеров.