Найти тему
Питер Оз.

Гений и злодейство. Рецензия на фильм "Оппенгеймер" (2023).

Американский учёный Роберт Оппенгеймер создаёт атомную бомбу, а через много лет становится жертвой тогдашней "культуры отмены". И тем человеком, запустившим этот процесс, невольно становится Альберт Эйнштейн.
Режиссёр Кристофер Нолан, наконец, "вырос" для киноакадемиков: он снял фильм не про американских психопатов в костюмах летучих мышей, не фантастические изыскания и свою версию Бондианы с чернокожим агентом. Был, конечно, "Дюнкерк", но для них это была лишь проба пера про дела прошлых дней. А вот "Оппенгеймер" оказался актуальным как никогда и, учитывая остальных номинантов в главной премии, было бы преступление эту самую премию ему не дать.
Конечно, Нолан не мог знать ни о чём таком, когда в "Тёмном рыцаре: Возрождении легенды" возгласом мужчины "Это атомная бомба!" затизерил этот фильм. Впрочем, ничего удивительного. Если почитать интернетовские паблики, можно выяснить, что "Нолан – гений", а, следовательно, как и все гении, обладает даром предвидения.
А если серьёзно, то Нолан по-прежнему остаётся верен себе и представляет действие с целой россыпью актёров разной степени узнаваемости на даже самых маленьких ролях (проще сказать, что здесь нет привычно присутствующего в фильмах режиссёра Майкла Кейна) как калейдоскоп меняющихся сцен из разных периодов времени. При этом продолжает делать всё так ловко, что, несмотря на разрозненность, все фрагменты удобно укладываются в голове в единую картину, являющуюся по существу отражением жизни одного человека через призму жизни другого человека, представляя в этом ключе вариацию вечной истории Моцарта и Сальери. И с этой позиции Нолан, осознанно или нет, не только проводит параллель с сегодняшней американской действительностью, но и показывает всю суть самого американского общества.