Найти тему

Про таблицу Менделеева в ЕГЭ и школе

Таблица Менделеева – это не просто таблица элементов, для нас она важная шпаргалка в химии 🙂

Всё дело в строении атома каждого из элементов.

Потому как строение каждого атома отражено в таблице Менделеева и может показать какими свойствами он может обладать.

Атом состоит:

  • Из ядра, который содержит нейтроны(никак не заряжены) и протоны(положительно заряженные частицы)
  • Электронов (которые расположены на уровнях, который содержит подуровни)

Электроны равны количеству протонов в атоме, при изменении электронов меняется заряд (получается ион)

! Номер элемента равен количеству электронов в атоме.

И так как этот номер говорит нам о количестве электронов, то мы можем при помощи таблицы составить любую электронную конфигурацию.

Уровень – это период. Подуровень – это то, что происходит внутри периода(ов)

Подуровни бывают: s p d f (для школы более чем достаточно, есть и другие)

На s подуровне только один домик, в котором живут 2 электрона. (Появляется с 1 периода)

На p подуровне домика 3 и электронов, которые максимально могут жить в этих домиках 6 (появляется со второго периода)

На d подуровне домиков 5 и электронов соответсвенно 10.

(К ним относятся побочныеподгруппы)

В каждом домике могут жить только 2 электрона и при этом они никогда не смотрят стрелкой друг на друга (тут возникает понятие о спинах, потому что около ядра они как бы противоположно двигаются по кругу или ещё по какой-нибудь траектории, кому интересно почитайте) Обозначают домик графически так:

Квадратик, а внутри стрелочки – как символ электронов.

(У меня квадратик будет [ ] такой.

А стрелочки ↓↑)

Один домик выглядит так, посмотрите на направление электронов! : [↑↓]

На примере бора и алюминия поймем, что я хочу донести вам.

Напишем их электронную конфигурацию, не пытаясь что-то считать. Запомните: начнём с водорода.

Каждый элемент на 1 электрон больше последующего. Это нам пригодится.

Водород содержит только 1 электрон, который заполняет s подуровень.

1s¹ – H

1 – это период. s – это подуровень

¹ – это количество электронов на этом подуровне.

Считаем по таблице и говорим

1s¹ – H

1s² - He

Этот уровень заполнен, значит на 1 уровне у нашего бора (и у всех элементов дальше) конфигурация 1s²

Идём дальше:

2s¹ – Литий

2s² – Берилий

(Это означает, что у всех остальных дальше элементов заполнен этот подуровень на этом уровне)

s подуровень заполнен, значит идёт следующий – p-подуровень.

2р¹ – это наш Бор.

Таким образом собираем, что мы получили:

1s²

2s² 2p¹ – полнаяконфигурация бора.

Посмотрим дальше:

2р² – углерод

2p³ – азот

2p⁴ – кислород

2p5 – фтор

2р6 – Неон

Этот уровень заполнен.

Начинается следующий период:

3s¹ – Натрий

3s² – Магний

3р¹ – Алюминий.

Электронная конфигурация алюминия получается:

1s²

2s² 2p6

3s² 3p¹

А теперь посмотрите:

Внешний уровень у бора:

2s² 2p¹

А у алюминия:

3s² 3p¹

Они же одинаковые! Давайте тогда период уберём на букву n

Получается для всех элементов главной подгруппы будет иметь место быть такая конфигурация внешнего слоя (уровня)

ns² np¹

Как бы берите цифру периода и "считайте" прямо на таблице конфигурацию.

На третьем четвёртом уровне происходит особенность! Появляется побочная группа.

Там происходит заполнение сначала s подуровня этого уровня, а потом электрончики идут на d подуровень прошлого слоя (то есть на 3 период)

Например, скандий.

Внешний слой будет таким:

4s2 3d¹

Это повторяется каждый следующий период. То есть у элементов, которые находятся прямо под скандием будет такой же внешний уровень.

Существует правило: электроны стремятся жить свободнее и поэтому они заполняют все свободные места. То есть если на p подуровне вы их скучковали в нескольких домиках, то им будет неудобно, что вы как изверги – поселите их более комфортно, если такая возможность есть.

Отсюда возникает понятие о проскоке электрона – когда d элементу выгоднее держать электрон не на ns подуровне, а на n-1d подуровне!

Такое возникает у хрома:

4s¹

3d5

Это выглядит графически так:

3d: [↑][↑][↑][↑][↑]

4s [↑]

Таким образом электроны находятся более свободно из-за проскока.

Если в задании вас просят определить конфигурацию внешнего электронного уровня – то посмотрите на самого верхнего брата вашего элемента (который находится прямо над ним) и составьте эл. конфигурации ему. У обоих элементов конфигурация внешнего электронного уровня. Просто поменяйте цифру периода 🙂.

Почему мы говорим сейчас про электроники?

Дело в свойствах!

Наши атомы устроены так, что они стремятся стать похожими на благородные газы (гелий, неон, аргон) и поэтому стремятся как можно быстрее получить их конфигурацию. А это возможно только в одном случае, если он станет ионом (т.е. заряженной частицей)

У тех, у кого электронов 1 или 2 на внешнем слое, гораздо быстрее отдать их и стать благородными, нежели забирать ещё 6 электронов, чтобы стать благородными.

А у тех, у кого уже 7 электронов на внешнем уровне, то им наоборот легче стырить у кого-то электрон и стать благородными.

Таким образом, тем, кому нужен электрон – забирают его у тех, кому он не нужен и оба атома становятся благородными.

Это объясняет окислительно-восстановительные свойства простых веществ.

Тут и появляются короли таблицы Менделеева: Фтор и Франций.

Фтору не хватает 1 электрона и поэтому он будет жадно забирать у других его.

Францию – не нужен 1 электрон, у него и так много электронов и отдать их ему легче, чем ещё искать 7 электронов для становления конфигурации благородного газа.

Чем ближе к Францию – тем легче элементу отдать.

Чем ближе к фтору – тем легче атому забрать у кого-то один электрон.

Отсюда понятие радиуса. У фтора самый маленький радиус, потому что он крепко держит свои электроны и никому их не хочет отдавать.

А у Франция – самый большой радиус, потому что он настолько большой, что не в силах держать тот электрон на внешнем уровне, как это может фтор.

Чем ближе к Францию, тем выше свойства металлов, восстановительные и выше радиус.

Чем ближе к фтору, тем выше свойства неметаллические, окислительно-восстановительные и радиус меньше.

Таким образом, школьники, учителя, родители школьников, при изучении химии жизненно необходимо уметь пользоваться таблицей Менделеева.

Учить её всё равно не потребуется 😊