Найти тему
Журнал Авто.ру

Suzuki Jimny из Японии: история покупки автомобиля с аукциона

Оглавление

Мы много и часто рассказываем о том, как купить или продать машину, оформить документы или заплатить налог, за что могут оштрафовать водителя и как действовать, если что-то пошло не так, например, в процессе сделки. Но как всё это происходит на практике? Ведь в простую вроде бы схему может вмешаться, например, человеческий фактор и всё усложнить.

Поэтому мы запускаем рубрику «Личный опыт», в которой реальные автовладельцы будут делиться ценным опытом. Начнём мы с истории о покупке подержанного Suzuki Jimny из Японии, которую лично рассказала хозяйка машины — Эмма.

-2

Почему Джимни

Я всегда знала, что у меня не будет «скучной» машины. Ещё до получения водительских прав думала, что первым моим автомобилем будет турбированный Golf. Но любовь к походам, горам и малодоступным видам поборола желание ездить постоянно по асфальту. Да и в целом хотелось компактный автомобиль для города, но что-то проходимое — для офроуда.

Выбор стал очевидным, когда года три назад мне подарили радиоуправляемый Джимни. Очень долго смотрела на эту игрушку и мечтала, что когда-нибудь мы с этой машинкой будем преодолевать не подушки на полу квартиры, а самые настоящие горы. Спустя два года так и случилось.

Да, у Jimny плохая шумоизоляция, отсутствует аэродинамика, что негативно сказывается на трассе (а именно — на расходе топлива и акустическом фоне), по сути нет багажника, а ещё он неоправданно дорогой. Но зато компактный, рамный, экономичный и красивый! Очень нравится, что эта машина — конструктор, который ты собираешь под себя. Вообще странно говорить о минусах Джимни с владельцем, потому что ты чётко понимаешь, какую машину и для чего берёшь.

Про правый руль

Идеологически мне всё равно, где находится руль. Это дело техники и опыта, а привыкнуть можно ко всему — было бы желание. Если действительно умеешь водить, то любой транспорт можно осилить. Как говорил мой инструктор по вождению, «колёса круглые, руль крутится — сел и поехал».

Опасно ли? Владивостокцы уже 30 лет ездят на «пруле», и статистика аварий там сопоставима с той же Москвой. «Не уверен, не обгоняй» — правило, которое работает с любым средством передвижения. Единственное, что правда вызывает вопрос, — пучок света в фарах. С нашим правосторонним движением и левым рулём фары лучше освещают обочину справа и хуже — встречную полосу. А у японцев получается всё наоборот. Но это уже давно научились решать специалисты в сервисе.

Окончательное принятие пришло после книги Василия Авченко «Правый руль», сюжет которой не ограничивается только автомобилями. Я оттуда узнала про JDM-жизнь во Владивостоке и про японские аукционы. В голове многое прояснилось и стало не таким далёким, как казалось.

Почему аукцион

У меня была большая мечта и маленький бюджет. Полгода мониторила вторичку и могу точно сказать, что среди объявлений не было вариантов под мои чересчур чёткие запросы на комплектацию и цену. А на аукционе в сентябре 2023 года были. К слову, машина из Японии в моём случае стоила в два раза дешевле, чем у нас, даже со всеми пошлинами. Ну и состояние автомобиля оттуда чаще всего лучше. И на это есть две причины. Первая: японцы чаще всего покупают автомобили у дилеров, у которых и обслуживаются, то есть запчасти оригинальные, с завода-изготовителя. Вторая: там лучше дороги и качество всех расходных материалов, что не так быстро тратит ресурс машины. Плюс ко всему с аукционным листом можно максимально избежать скрытых проблем.

Тем более Jimny в Японии довольно популярен и найти «тот самый» вариант куда проще, чем у нас. В целом существуют ещё машины с корейского и китайского рынка, но Джимни собирают в Японии и Индии, и хотелось взять экземпляр из страны-сборщика.

Как купить автомобили из Японии

Есть несколько вариантов, как стать владельцем машины с внутреннего японского рынка, — каждый со своими плюсами и минусами.

1.  Обратиться в компанию-посредник

Есть много новых и старых компаний, которые большими объёмами выкупают автомобили в Японии. Покупатель заключает договор с одной из них, и по его запросам подбирается конкретная модель на японском аукционе.

Например, есть фирма Japan Trade, которая уже около 20 лет занимается привозом машин и мотоциклов из Японии, Кореи и Китая.

Главное преимущество такого подхода — не нужно самому погружаться во все нюансы непростого процесса покупки, растаможки, а зачастую и доставки. Машина будет «под ключ», все процессы оформления и таможни решат за вас на другом конце страны. Сейчас это особенно актуально, потому что правила ввоза автомобилей с лета-2023 часто меняются. Нет и проблемы часовых поясов. Наконец, у крупных посредников есть свои брокеры в Японии, которые могут делать много ставок, — а значит, есть шанс купить нужную машину подешевле.

Скриншоты сайта Japan Trade
Скриншоты сайта Japan Trade

Впрочем, простота — и основной недостаток этого варианта. Вы не застрахованы от недобросовестности компании, которая может за спиной завысить цену автомобиля относительно аукционной. В дополнение к своей официальной комиссии, которая и так заметно удорожает машину. Обычно она около 5% от стоимости, но варьируется от компании к компании и цены лота. А некоторые привлекают клиентов заманчивыми ценами, «забывая» сказать, что это без дополнительных расходов на растаможку и логистику.

2. Искать машину в Японии через знакомого

Это как раз мой вариант — во Владивостоке нашёлся приятель отца, который сильно мне помог. Все японские аукционы открытые, можно участвовать в торгах как физлицо, связавшись с местным брокером. Если у вас есть друг-дальневосточник, который может делать это оперативно, то можно сэкономить на комиссионных компании-посредника. Но нужно быть готовым, что придётся самому ехать во Владивосток, причём оперативно.

Короче говоря, это надёжный и экономичный вариант, который, увы, доступен не всем. Есть свои недостатки и здесь. «Друг вашего друга» не решит за вас, что делать, если возникнут какие-то трудности или дополнительные обстоятельства. Ну и финальное «да» найденному на аукционе автомобилю нужно сказать самому. А значит — не избежать долгих звонков, переписок и голосовых в WhatsApp (во Владике популярен именно он), с 8-часовой разницей во времени между абонентами. Придётся рано вставать или поздно ложиться.

3. Покупать машину самостоятельно

Теоретически можно всё изучить с нуля самому и купить автомобиль вообще без посредников. Куда сложнее организовать «на удалёнке» доставку и растаможку покупки во Владивостоке. Вариант универсальнее предыдущего, но из плюсов остаётся только экономия средств — и то не факт.

Зато понадобится куда больше сил, нервов и, конечно, времени. Придётся самому сидеть на сайтах аукционов и делать ставки, стараясь не упустить хорошие варианты. Наверняка возникнут какие-то форс-мажоры, их тоже надо будет как-то решать. Если удалённо — увеличиваются риски обмана или потери лишних денег. Наконец, на некоторых этапах просто необходимо, чтобы кто-то это сделал «вживую» во Владивостоке. Так что полёта в Приморье вновь не избежать.

Варианты лотов
Варианты лотов

4. Выбрать автомобиль «живьём»

Во Владивостоке есть огромный старый авторынок, он же местный культурный феномен — «Зелёный угол». Он зародился ещё в конце прошлого века, а теперь медленно умирает. Часть рынка находится на территории исторического объекта, поэтому скоро он переедет, но уже не в тех масштабах, что был раньше. Там пока можно успеть выбрать автомобиль как помидоры — поговорить с продавцом, «попробовать на вкус», посидев внутри, поторговаться. Это главный и, пожалуй, единственный плюс «Зелёного угла».

В минусах — всё та же необходимость лететь во Владивосток, причём с неясными перспективами. Велик риск попасть на рынке на недобросовестных перекупов и/или проблемный автомобиль.

5. На Авто.ру

Помимо праворульных моделей, уже ввезённых в Россию, в объявлениях на сервисах продажи автомобилей бывает пишут, что «машина в пути» или «растаможена». Это значит, что кто-то её уже выкупил на аукционе и везёт (или привёз) во Владивосток. Конечно, она может оказаться не совсем такой, какую хочется, — зато этот вариант экономит немало времени, ведь автомобиль уже «на полпути» к вам.

Подводные камни у такой покупки тоже есть, и серьёзные. Во-первых, машину наверняка продаёт перекупщик, и совсем не за 5 процентов комиссии — скорее всего, она будет или дороже, или со скрытыми дефектами, из-за которых её дёшево отдали на аукционе. Во-вторых, при такой схеме возникает вопрос утильсбора: после быстрой перепродажи автомобиля его могут «доначислить» на очень большую сумму.

Ищем автомобиль в Японии

Итак, я определилась с моделью и комплектацией, и знакомый из Владивостока начал искать Jimny на аукционах.

Как вообще автомобили попадают на аукцион? В Японии повышенный налог на автомобиль старше трёх лет, поэтому владельцу выгоднее от него избавиться. Трейд-ин там тоже есть, поэтому часто машины ставят на аукцион дилеры.

Существует множество японских автоаукционов. Самые известные — Aucnet, Honda, NAA (Nissan), TAA (Toyota), USS, CAA, Arai. В целом они похожи, везде покупает тот, кто сделал самую высокую ставку. Но есть и особенности: бывает спецификация по конкретной марке или, например, продажа только битых машин.

Скриншот японского сайта аукциона AUCNET
Скриншот японского сайта аукциона AUCNET

Ещё аукционы делят на «классические» (соревновательные), тендерные и страховые. В соревновательных ставят как на привычных аукционах с определённым шагом. Только не поднимают руку или табличку как в кино — здесь это делается нажатием кнопки. Аукционы Oryx и Lum — тендерные: участники предлагают свою цену заранее, выигрывает тот, кто сделал самую высокую ставку. Тут есть вероятность как переплатить, так и купить машину сильно дешевле рынка, ведь часто люди занижают свои ставки, как раз боясь переплатить. Последний редкий тип аукционов (например, Hanamaru) — страховой, где можно найти аварийные, повреждённые или утопленные машины.

Далеко не все компании возят автомобили с этих аукционов. И есть особенности растаможки. Например, машина со значительными повреждениями не получит ЭПТС, пока не будет полностью восстановлена. Этот тип скорее редкость. А самое важное деление аукционов в какой-то мере условно — на строгие и нестрогие. Строгие — например Toyota и Honda (хотя на них, вопреки названию, могут продавать и машины других марок). Это небольшие площадки, на которых торги проходят один, максимум три раза в неделю. Строгость аукционов заключается в более тщательном осмотре, что серьёзно снижает риски наткнуться на скрытые и внутренние повреждения.

К нестрогим относят USS — это целая группа аукционов, крупнейшая в Японии (в неё входят USS, HAA, JAA), а ещё JU, LAA, MIRIVE, KCAA и другие. Автомобиль, который ранее продавался на площадках USS, не фиксируется в общедоступной статистике продаж. Правда, для всех остальных аукционов общедоступная и бесплатная история продаж тоже есть не более чем за последние три месяца.

Покупаем Jimny на аукционе

Участники за несколько дней до аукциона смотрят лоты и делают ставки. В нужный день система автоматически выбирает самую большую сумму, и лот уходит будущему владельцу.

На аукцион не стоит соваться без чёткого запроса. «Что-нибудь в пределах миллиона» не пойдёт, нужно иметь хотя бы представление о марке автомобиля и состоянии. К слову, это не обязательно японские марки, в последнее время стало выгодно ввозить праворульные модели концерна Volkswagen. У японцев комплектации таких машин чаще всего богаче европейских.

Я искала Suzuki Jimny последнего поколения по следующим критериям:

  • цена до 1,6 млн рублей;
  • двигатель 1.5 (102 л.с.);
  • полная японская комплектация JC;
  • «механика»;
  • цвет kinetic yellow.

Первые два пункта были обязательными, последние — ситуативно. Я, честно говоря, была уверена, что по всем запросам такой лот не найдут. Но нашли, и даже очень быстро — буквально через 2 недели на аукционе Aucnet.

Аукционный лист (это документ, в котором перед торгами описываются все узлы машины и её состояние) меня устраивал. Этот Джимни оказался «эркой», то есть в листе вместо цифры состояния стояла R. Это значит, что какой-то элемент кузова не «родной», а отремонтированный или поменянный. В моём случае была покраска практически всей левой стороны. Мне это не смущало, потому что об этом сразу предупредили: с таким небольшим бюджетом найти машину в заводском состоянии будет невозможно. В общем, в тот же день я банковским переводом оплатила инвойс, то есть счёт с аукциона.

Найти и купить машину в моём случае оказалось просто. А главная сложная и муторная часть — таможня. И ожидание. Ты переводишь внушительную сумму и получаешь взамен только «ну, ждём». Ждали мы точного года выпуска и решения таможни.

Как год выпуска влияет на растаможку

Если не хочется переплачивать пошлину, машина должна быть возрастом от 3 до 5 лет, «мой» 2019-й был пограничный на тот момент. На аукционах иногда указывают не дату производства, а дату постановки на учёт. Поэтому бывает так, что зарегистрировали машину в январе 2019 года, а по факту она произведена в декабре 2018-го. То есть можно купить «проходную» машину (так их называют профессиональные продавцы), а потом выяснить, что она всё же не проходная и тебе нужно платить куда более высокую пошлину.

Мой Джимни оказался ровно 2019 года — всё хорошо.

Путь Jimny в Россию

Все процессы по машине, пока та была в Японии, ведёт экспортный брокер. Он занимается оформлением покупки автомобиля, его оплатой, доставкой на ярд (склад временного хранения — прим. редакции) и затем в порт, погрузкой на судно и подготовкой всех сопутствующих документов. Брокеры в компаниях позволяют не задерживать процесс движения автомобиля по Японии, а заниматься доставкой буквально «день в день». Это даёт возможность покупателю оплатить инвойс в течение недели и не тормозить все процессы. При самостоятельной покупке тоже нужно переводить деньги как можно скорее, чтобы не задерживать транспортировку.

За меня вопросом взаимодействия с брокером полностью занимался знакомый — мне только присылали фотоопись на каждом этапе.

Ещё мне дали трек-номер, по которому можно отслеживать корабль в режиме реального времени. Джимни шёл по морю около недели.

Растаможка машины во Владивостоке

После морского путешествия машина снова перегружается на таможенный склад временного хранения (СВХ), теперь в России. К этому времени уже должен дойти пакет документов до владивостокских брокеров, которые растаможивают машину. Самостоятельно это сделать нельзя, этим занимается компания. Я отправляла:

  • нотариально заверенную копию паспорта;
  • копию ИНН;
  • копию СНИЛС;
  • инвойс (чек о покупке автомобиля, его японцы присылают в виде exсel-таблицы);
  • квитанцию о платеже из банка;
  • аукционный лист;
  • коносамент (документ от грузоперевозчика о владении машиной).

Как я уже говорила, ситуация на таможне последние полгода часто меняется. С конца октября 2023 года собственников стали выборочно вызывать на пункт, чтобы подтвердить личность хозяина. Это таможня таким образом борется с ввозом автомобилей на подставных лиц для последующей перепродажи.

Поэтому, спустя месяц после покупки, мне пришлось экстренно лететь через всю страну, чтобы показаться на таможне. К слову о минусах самостоятельной покупки: компании решают этот вопрос сами и собственнику не приходится телепортироваться во Владивосток. Правда, эксперты говорят, что это всё серые схемы,  например, оформление временной регистрации. По всем правилам те, кто не проживает на Дальнем Востоке, должны являться в таможню.

Как оплачивать покупку

Оплата за машину с аукциона делится на три этапа: задаток для аукциона, стоимость машины и траты по России. У меня соотношение между этими частями получилось примерно таким: 15, 60 и 25% (если машина проходная по возрасту).

Задаток нужен для ставок. Условно, им агент подтверждает своё участие в аукционе. Потом эти деньги войдут в стоимость машины. Если покупка совершается через компанию или знакомого, то можно просто перевести рубли на их российский счёт.

Дальше самая крупная часть — это стоимость автомобиля и расходы в Японии (комиссия аукциона, доставка до порта). Сумма вычисляется исходя из курса иены на момент покупки. Оплачивать машину на аукционе должен строго будущий владелец. Для этого есть, например, Азиатско-Тихоокеанский банк, через который проходят платежи в Японию.

И в конце — расходы по России и фрахт: доставка, работа брокеров, СВХ, лаборатории. И конечно, пошлины и утильсбор — последние вышли около 17%. Опять же, этим занимается компания, но в моём случае это был местный знакомый. Важно сохранять все квитанции и подтверждения переводов, чтобы всегда можно было подтвердить таможне, что машина покупается для личного пользования, а не для дальнейшей перепродажи.

Как доставить автомобиль в Москву

Прилетев во Владивосток, я показалась на таможне, встретилась с уже своим Джимни и даже купила для него новые шины. Осталось доставить его в Москву.

Есть как минимум 3 способа телепортировать автомобиль из Владивостока в другие части страны:

  1. Перегон. Можно самому проехать 10 000 километров или оплатить услуги профессиональных перегонщиков. Их можно найти на Фарпосте (это такой локальный «Авито»). Тут отдельный мир, где можно по анкетам выбрать своего водителя. Цены — около 15 ₽/км, если ехать в Москву.
  2. Железная дорога. Считается самым дорогим и долгим, но зато максимально безопасным способом. Доставка — 25–40 дней, машина едет в контейнере. Бывают, конечно, и открытые вагоны, но я не узнавала на их счёт. Цена зависит от высоты автомобиля, за средние габариты просили 155 тыс. рублей.
  3. Автовоз. Оптимальный вариант, с открытым и закрытым типом кузова. Тут есть два варианта: обращаться к частникам или к компаниям. У частников получится, конечно, дешевле, но разговор будет на словах, без подписания бумаг и страховки.

Я в итоге пошла к компании по рекомендации. Получилось чуть дороже, но мы заключили договор, сделали страховку и фотоопись, мне дали трек-номер грузовика. «Прямой» автовоз идёт 15–20 дней, но из-за зимы бывают задержки. По цене — опять зависит от габаритов машины, мне насчитали 140 000 рублей.

Ставим на учёт

Это можно сделать сразу во Владивостоке, где местным не нужно объяснять специфику аукционного автомобиля. В Центральной России в МРЭО могут возникнуть вопросы. Поставить на учёт автомобиль из Японии несколько сложнее, чем с внутреннего рынка. Одним ДКП не обойтись.

Из документов понадобятся:

  • Паспорт.
  • Заявление на постановку на учёт. Генерируется на Госуслугах, после записи нужно просто скачать и распечатать бланк.
  • Квитанция об уплате госпошлины. Простая квитанция из банка.
  • ЭПТС. Его создаёт сертифицирующая автомобиль лаборатория и записывает в личный кабинет владельца. Тот, в свою очередь, должен ещё перед покупкой зарегистрироваться на портале ЭПТС через Госуслуги, а потом распечатать выписку из техпаспорта.
  • СБКТС (сертификат безопасности колёсных транспортных средств) — электронный документ, выдаётся испытательной лабораторией.
  • Инвойс. Оплата с японского аукциона, выглядит как таблица excel. Именно он подтверждает право собственности на машину вместо привычного ДКП.
  • Нотариально переведённый инвойс. Мне пришлось переводить японскую табличку на русский язык, в том числе и суммы в иенах. Но сейчас, говорят, этого уже не требуют. По крайней мере, во Владивостоке.
  • ПТД. Пассажирская таможенная декларация, которая оформляется на любую ввозимую машину. Это, кстати, единственный документ-оригинал с печатями.
  • Таможенный приходный ордер. Его тоже выдают на таможне. Он подтверждает, что автомобиль был ввезён для личного пользования. Но это распечатанный электронный документ.
  • Диагностическая карта (если автомобиль старше 4 лет). При её получении могут возникнуть дополнительные вопросы к праворульному автомобилю. Прежде всего из-за фар, которые светят не совсем так, как надо. В некоторых случаях можно уложиться в требования, но лучше заранее позаботиться о смене фар или их корректировке. Вообще, получать диагностическую карту тоже советуют во Владивостоке, где понимают эти особенности.
  • Страховой полис ОСАГО.

Итоги

Весь процесс покупки от начала поисков до получения Jimny занял 3 месяца. Мне удалось найти машину по всем запросам и по цене ниже рыночной. Специалисты говорят, что можно уложиться даже в 1,5–2 месяца, если знать заранее, как всё сделать.

Не советую заниматься покупкой самостоятельно. Лучше довериться компаниям, которые помогут без головной боли купить автомобиль мечты.

Вот несколько советов, как выбрать надёжного агента для покупки машины:

  • Проверить отзывы и соцсети компании.
  • Не доверять калькулятору расчёта стоимости на сайте. Недобросовестные компании внутрь сайта вшивают дополнительную скрытую комиссию или занижают расходы для большей привлекательности. Лучше запросить у разных компаний итоговую стоимость автомобиля, назвав цену его покупки на аукционе в иенах. Стоит заранее изучить японский рынок, зато сразу станет понятно, у кого будет дороже и дешевле.
  • Всё же немного, но погрузиться в тему покупки автомобиля с аукциона. Узнать, какие расходы в среднем на доставку, как считается пошлина, какие средние цены и комплектации машин и так далее.  Понимание специфики ограждает от риска попасть к мошенникам.

В заключение — калькуляция моих расходов, без учёта каких-то мелочей (курс и цены на конец 2023 года — прим. редакции):

-12

Авто
5,66 млн интересуются