Найти в Дзене

Вы за или против? Рассказываем, как УФАСы по всей стране поделились на 2 лагеря

В процессе работы мы столкнулись с двумя действительно странными решениями Верховного суда. УФАСы по всей стране поделились на 2 лагеря: кто-то поддерживает эти решения, кто-то идет против. Подробнее читайте в тексте.

Что не так с решениями Верховного суда?

В июле 2011 года был принят Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Осенью 2016 года – подзаконный акт о его национальном режиме: Постановление Правительства РФ N 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами». В январе 2020 и в январе 2022 гг. Верховным судом были приняты 2 решения, говорящие, что при национальном режиме Закона N 223-ФЗ к российским товарам приравниваются все товары, которые были произведены в странах Всемирной торговой организации (ВТО). А это, между прочим, 155 государств.

Это. Очень. Странно. Законодатель, создавая Постановление N 925, явно планировал предоставлять преимущество именно российским товарам, а не продукции сразу из полутора сотен стран.

Как отреагировали УФАСы?

Управления федеральной антимонопольной службы по всей стране в своих решениях разделились на 2 лагеря. Кто-то поддерживает Верховный суд, а кто-то решает по пути здравого смысла.

Мы прошерстили всю доступную практику и собрали сводку из 17 территориальных отделений УФАС, пометив, как они трактуют решения Верховного суда в отношении нацрежима.

Список территориальных отделений УФАС, которых в своих решениях приравнивают товар из 155 стран ВТО к российскому: челябинское, санкт-петербургское, свердловское, татарстанское, самарское, новосибирское, пермское, воронежское. Кемеровское, забайкальское и брянское отделение тоже приравнивают, но делают исключение. Если закупаемый товар – это лекарственные средства, тогда преимущество предоставляется исключительно российскому товару, а товарам из стран ВТО – нет.

Список территориальных отделений УФАС, которых в своих решениях НЕ приравнивают товар из 155 стран ВТО к российскому: сахалинское, ярославское, московское и московское областное, нижегородское, алтайское краевое.

В своей работе мы успели воспользоваться этой лазейкой и столкнуться с УФАСами, которые по-разному трактуют решения Верховного суда. К примеру, в апреле 2024 мы подали жалобу на одного из заказчиков, опираясь на положение, что товары из стран ВТО приравниваются к российским (в нашем случае это были товары из Беларуси, Китая, Вьетнама и Японии). Однако Сахалинское отделение УФАС, рассматривавшее жалобу, признало  ее необоснованной. Пойдя против решения Верховного суда, однако выбрав здравый смысл.

Свежие новости: национальный режим в закупках унифицируют с 1 января 2025 года

А что вообще сейчас происходит с национальным режимом?

В Законе N 223-ФЗ, который мы упоминали ранее, закрепили следующее. Национальный режим устанавливает для иностранных товаров, работ, услуг равные условия с товарами, работами, услугами российского происхождения. Правительство сможет устанавливать исключения в виде:

– запрета закупок иностранного товара. Заказчики смогут приобрести только российскую продукцию без возможности заменить ее импортной при исполнении договора;

– ограничений закупок иностранного товара. Импортную продукцию нельзя будет приобрести, если в тендере есть заявка с российским товаром, которая отвечает условиям закупки. При исполнении договора на поставку отечественной продукции заменять ее импортной нельзя;

– преимуществ для отечественного товара. Так, в процедурах, где цена подаётся сразу в заявке, ценовое предложение участника с российской продукцией будут воспринимать как сниженное на 15% при рассмотрении, оценке, сопоставлении заявок. Договор с этим участником в случае его победы заключат по предложенной им цене. А в процедурах, где предусмотрены торги, с победителем, предлагающим иностранный товар, будут заключать контракт по цене на 15 % ниже, чем он предложил. При исполнении договора на поставку российского товара заменять его можно только отечественным.

Таким образом, национальный режим N 223-ФЗ унифицируют к правилам, которые давно работали в  N 44-ФЗ.

Подписывайтесь, чтобы читать о других интересных случаях из нашей практики. Подробнее о работе НПО “Система” читайте на сайте: https://nposys.ru/