В начале 1920-х Коко Шанель познакомилась в Венеции с импресарио «Русского балета» в Париже Сергеем Дягилевым. Они на долгие годы стали добрыми друзьями, Шанель всячески помогала русскому балету в Париже, а Дягилев, в свою очередь, ввёл ее в круг парижской богемы, познакомил с художниками, поэтами, танцорами балета. И с русским композитором, гением авангардной музыки Игорем Стравинским.
▪️В те годы Стравинский и его семья находились в крайне затруднительном финансовом положении, и Шанель пригласила их пожить на ее вилле «Bel Respiro» (которой в дальнейшем даже были посвящены эксклюзивные духи Chanel) под Парижем. Там, в Гарше, Стравинский с женой и четырьмя детьми провели почти 2 года, при этом Шанель взяла на себя все финансовые заботы о семье композитора.
За это время Стравинский написал немало талантливых произведений, в частности «Пульчинеллу» и музыку к другим балетам «Русских сезонов», которые гремели в те годы в Париже, имея ошеломительных успех.
▪️Близкое окружение Шанель приписывало ей роман с композитором. Впрочем, никаких подтверждений возможной истории любви так и не нашлось, хотя все остальные свои романические отношения Шанель никогда не считала нужным скрывать.
Но в том, что по крайней мере Стравинский был влюблён в Шанель, никто из их окружения не сомневался. Да и как было сомневаться, если даже он сам признался своей жене, что любит Шанель. Была ли любовь ответной – так и осталось тайной.
▪️На самом деле, Игорь Стравинский, автор «Жар-птицы» и «Весны священной», перевернувших тогдашнее представление о классической музыке, был в первую очередь безумно влюблён... в свою музыку. Она была его главным наваждением, целью, одержимостью.
Кроме того, он был крайне мнителен в отношении своего здоровья, берёгся малейшей простуды, инфекции и любого недомогания, не обращая внимания при этом на тяжелое заболевание его жены. И то, и другое говорит о нем только одно – Стравинский был классическим эгоистом. Хоть и гениальным.
Плюс к этому, он был явным любителем крепких напитков, особенно уважал виски (шутил даже, что его стоило бы звать «Стрависки»). Да ещё слыл крайне скупым человеком, можно даже сказать скрягой. Хотя, возможно, здесь сыграло роль то, что после революции он остался без средств к существованию и был вынужден пользоваться финансовой помощью друзей, в частности, Шанель, которая ещё 13 лет будет выплачивать семье Стравинского ежемесячный пансион...
Кроме того, реальный Стравинский не обладал приятной харизматичный внешностью (в отличие от своего киногероя в фильме «Коко Шанель и Игорь Стравинский»). По мнению самой Шанель, всю шумиху вокруг их отношений раздувала и подогревала именно Мися, которая, хоть и была ее подругой, слыла главной светской интриганкой Парижа.
Мог ли мужчина с таким характером, хоть и гениальный, завладеть сердцем Шанель? Ни один биографический источник о Шанель так и не даёт однозначного утверждения, что у них был роман, а не просто дружба.
Возможно, сейчас это уже не имеет значения. Важным остаётся лишь то, что «Русский балет» и музыка Стравинского имели возможность зазвучать в мире в том числе и благодаря поддержке Шанель.
▪️В знак своего признания, благодарности Шанель и любви к ней Стравинский подарил ей самое дорогое, что осталось у него от России – икону с изображением Богоматери.
Эту православную икону-складень Габриэль будет хранить всю свою жизнь, будет брать ее во все свои поездки и путешествия. До конца ее дней икона будет стоять на прикроватном столике в ее номере отеля Ritz. И в самое последнее своё – неизведанное – путешествие Шанель заберёт икону с собой: по ее личному распоряжению она будет похоронена с этой иконой, и ее внучатая племянница Габриэль Паласс-Лабрюни проследит за тем, чтобы последнее желание великой Мадмуазель было выполнено.
Автор: Елена Гетьман
/фотоматериалы: автора, Э. Шарль-Ру «Время Chanel», открытые источники