Дельфины и акулы вели меж собой войну, и вражда их была чем дальше, тем сильнее; как вдруг вынырнул к ним пескарь (это такая маленькая рыбешка) и стал пытаться их помирить.
Но в ответ на это один дельфин сказал:
«Нет, лучше мы, воюя, погибнем друг от друга, чем примем такого примирителя, как ты».
Мораль басни:
Так иные люди, ничего не стоящие, набивают себе цену в смутные времена.
===============================
Ворожея. Эзоп.
Одна ворожея бралась заговорами и заклинаниями отвращать гнев богов и этим отлично жила и немало наживалась. Но нашлись люди, привлекли к суду, осудили и приговорили к смертной казни.
И, видя, как вели ее на суд, кто-то сказал:
«Как же ты бралась отвращать гнев божества, а не смогла унять даже гнев людей?»
Мораль басни:
Басня обличает обманщиков, которые сулят великое, а попадаются на малом.
================================
Кошка и Куры. Эзоп.
Кошка прослышала, что на птичьем дворе разболелись куры. Она оделась лекарем, взяла лекарские инструменты, явилась туда и, стоя у дверей, спросила кур, как они себя чувствуют?
«Отлично! — сказали куры, — но только когда тебя нет поблизости».
Мораль басни:
Так и среди людей разумные распознают дурных, даже если те и прикинутся хорошими.
===============================
Ласка. Эзоп.
Ласка вошла в кузницу и стала облизывать пилу, которая там лежала. Она порезала об нее язык, потекла кровь; а ласка думала, что это она что-то высасывает из железа, и радовалась, пока не осталась совсем без языка.
Мораль басни:
Басня рассказывает о тех, кто сам себе вредит страстью к препирательству.
=============================
Угольщик и Сукновал. Эзоп.
Угольщик работал в одном доме; подошел к нему сукновал, и, увидев его, угольщик предложил ему поселиться тут же: друг к другу они привыкнут, а жить под одной крышей им будет дешевле.
Но возразил на это сукновал:
«Нет, никак это для меня невозможно: что я выбелю, ты сразу выпачкаешь сажею».
Мораль басни:
Басня показывает, что вещи несхожие несовместимы.
=================================
Старуха и Лекарь. Эзоп.
У старухи болели глаза, и она приглашала лекаря, обещав ему заплатить. А он всякий раз, как приходил и намазывал ей глаза, уносил что-нибудь из ее вещей, пока она сидела зажмурившись. Когда он унес все, что можно, то закончил лечение и потребовал обещанную плату; а когда старуха отказалась платить, он ее потащил к архонтам. И тут старуха заявила, что она обещала заплатить, лишь если ей вылечат глаза, а она после лечения стала видеть не лучше, а хуже. "Раньше я видела у себя в доме все свои вещи, - сказала она, - а теперь ничего не вижу".
Мораль басни:
Так дурные люди из корысти нечаянно сами себя разоблачают.
===========================================
Орел и Жук. Эзоп.
Орел гнался за зайцем. Увидел заяц, что ниоткуда нет ему помощи, и взмолился к единственному, кто ему подвернулся,- к навозному жуку. Ободрил его жук и, увидев перед собой орла, стал просить хищника не трогать того, кто ищет у него помощи. Орел не обратил даже внимания на такого ничтожного заступника и сожрал зайца. Но жук этой обиды не забыл: неустанно он следил за орлиным гнездовьем и всякий раз, как орел сносил яйца, он поднимался в вышину, выкатывал их и разбивал.
Наконец орел, нигде не находя покоя, искал прибежища у самого Зевса и просил уделить ему спокойное местечко, чтобы высидеть яйца. Зевс позволил орлу положить яйца к нему за пазуху. Жук, увидав это, скатал навозный шарик, взлетел до самого Зевса и сбросил свой шарик ему за пазуху.
Встал Зевс, чтобы отрясти с себя навоз, и уронил ненароком орлиные яйца. С тех самых пор, говорят, орлы не вьют гнезд в ту пору, когда выводятся навозные жуки.
Мораль басни:
Басня учит, что никогда не должно презирать, ибо никто не бессилен настолько, чтобы не отомстить за оскорбление.
=============================
Кошка и Петух. Эзоп.
Кошка поймала петуха и хотела сожрать его под благовидным предлогом. Сперва она обвинила его в том, что он беспокоит людей, когда кричит по ночам, и не дает спать. Петух ответил, что он это делает им же на пользу: будит их для привычной дневной работы. Тогда кошка заявила: "Но ты еще и нечестивец; наперекор природе ты покрываешь и мать, и сестер". Петух ответил, что и это он делает на благо хозяев - старается, чтобы у них было побольше яиц. Тогда вскричала кошка в замешательстве: "Так что же ты думаешь, из-за того, что у тебя на все есть отговорки, я тебя не съем?"
Мораль басни:
Басня показывает, что когда дурной человек решит сделать зло, то он поступит по-своему, не под благовидным предлогом, так в открытую.
==================================
Рыбак. Эзоп.
Один рыбак был мастер играть на дудке. Однажды взял он дудку и невод, пошел к морю, встал на выступе скалы и начал играть на дудке, думая, что рыбы сами выйдут из воды на эти сладкие звуки. Но как он ни старался, ничего не получалось.
Тогда он отложил дудку, взял сети, забросил в воду и вытащил много разных рыб. Вывалил он их из невода на берег и, глядя, как они бьются, сказал: "Негодные вы твари: играл я вам - вы не плясали, перестал играть - пляшете".
Мораль басни:
Басня относится к тем, кто все делает невпопад.
---------------------
==================================