Готовь сани летом или почему важно работать над итоговым сочинением уже сейчас?
Во-первых, испытание требует наличия литературной базы. Нет, не мастерского владения платформой «Брифли» (ни в коем случае не реклама). В арсенале ученика должны быть произведения, которые он прочитал от корки до корки.
Во-вторых, ребёнок должен уметь проанализировать произведения в соответствии с темой. Это, разумеется, самое сложное. И если до этого некоторым выпускникам рисовали тройки за сочинение, учиться разбираться в текстах придётся с нуля.
Для начала нужно составить список литературы. Можно дать несколько объёмных текстов, претендующих на универсальность (то есть захватывающих несколько подразделов), остальные произведения пусть будут не такими объёмными. Важно, чтобы ребёнок смог прочитать всё, что вы задумали. Два года назад я составляла список произведений для итогового сочинения, советую ознакомиться👇
После того, как список составлен, начинаем читать. Важно, чтобы прочитанное усваивалось и запоминалось. Для этого я прошу ребят вести читательский дневник и отправлять мне на проверку. Мою версию читательского дневника можно скачать бесплатно в телеграм-канале (и не забыть подписаться, конечно же😏).
Важно обсуждать с ребятами литературные произведения. Учить понимать тексты, проводить причинно-следственные связи. После анализа я даю на выбор несколько тем из открытого банка и прошу написать сочинение, обязательно используя в качестве одного из аргументов разобранный текст.
Чтобы немного разнообразить подготовку, я использую 4 приёма работы:
1.Блок "Я люблю лего". Приём состоит из трёх частей.
- Составить план сочинения по образцу, выбрав для аргументации произведения из предложенного списка. Разумеется, не все тексты подойдут. Необходимо подумать.
- Критерий "Соответствие теме" требует от нас единства тезиса и примеров. Примеры учеников частенько уходят от поставленного тезиса. Поэтому следующий шаг в этом блоке - написать тезис, опираясь на аргументацию и вывод. Также я прошу сформулировать тему сочинения.
- И последнее задание блока "Я люблю лего" - дописать текст, следуя его логике и композиции.
2.Блок "Яблоко от яблони". В этом блоке я даю ребятам отрывки из художественных текстов. Их задача узнать текст и определить, как бы они использовали этот эпизод. Сформулировать тему и написать 1 аргумент.
3.Блок "Хьюстон, у нас проблемы". На этом этапе мы разбираем итоговое сочинения моих бывших учеников и оцениваем их по критериям. Занимаясь в паре/группе, после своей проверки прошу ребят обменяться работами и оценить друг друга.
4.Блок "Кризис трёхлетнего возраста". Одним из симптомов кризиса трёх лет является стремление к самостоятельности ("Я сам!"). Ученикам нужно написать итоговое сочинение, следуя плану, или отступить от него. Решать уже им.
Мне нравится итоговое сочинение за свободу, множество интересных тем, хорошую читательскую базу, которая точно пригодится для сочинения в формате ЕГЭ.
🔔Напоминаю, что сейчас я активно веду набор на 2024-2025 учебный год. Предлагаю готовиться вместе. Всю подробную информацию можно найти здесь.
Также приглашаю вас в свой телеграм-канал. Готовые рабочие листы, идеи для занятий, обзор полезных сервисов для ваших уроков. Всем буду рада🫶.
Напишите в комментариях, какие приёмы вы используете при подготовке к итоговому сочинению. Обменяемся опытом.😊