Найти тему
Живописные истории

«Алхимия» Джексона Поллока

В 1947 году Джексон Поллок (1912–1956) отказался от своих картин, вдохновленных сюрреализмом, и стал пионером радикально новой формы абстрактного искусства.

Отвергнув кисть и мольберт, он расстелил холст на полу и стал лить краску прямо из банки.

Используя палочку, чтобы лучше контролировать свои движения, он разбрызгивал краски по своим картинам со всех сторон.

«Алхимия», 1947 г. Этот хаотичный клубок капающих линий и брызг цвета является ранним примером капельной техники, которая помогла Поллоку прославиться на международном уровне.
«Алхимия», 1947 г. Этот хаотичный клубок капающих линий и брызг цвета является ранним примером капельной техники, которая помогла Поллоку прославиться на международном уровне.

Получающиеся в результате изображения кажутся случайными, но Поллок утверждал, что ничто не было оставлено на волю случая; хотя поток красок был спонтанным, художник утверждал, что руководствовался интуицией и эмоциями.

"Живопись в действии" – термин, который искусствовед Гарольд Розенберг использовал для описания нового энергичного стиля Поллока, ярким примером которого является «Алхимия».

При отсутствии чёткой фокусной точки каждая часть изображения имеет равное значение.

Хотя такой подход и смутил некоторых зрителей, когда в 1948 году картины впервые были выставлены в галерее Бетти Парсонс, другие поспешили похвалить его работу.

Влиятельный критик Клемент Гринберг назвал Поллока величайшим американским художником двадцатого века, и вскоре художник оказался в центре нового направления в искусстве – абстрактного экспрессионизма – вместе с другими художниками Барнеттом Ньюманом (1905-1970) и Виллемом де Кунингом (1904–1997).

К середине 1950-х Джексон Поллок стал самым известным художником в Америке, если не во всем мире, пока в 1956 году автокатастрофа со смертельным исходом не оборвала его бурно развивающуюся карьеру.

P.S. Интерпретации этой картины часто основывались на её выразительном названии, которое придумал не Поллок, а его друг и сосед Ральф Манхейм. Позже Поллок стал переживать, что такие названия побуждают зрителей искать в его картинах заранее определенный смысл. Полагая, что его работы должны быть свободны от каких-либо отсылок к внешнему миру, позже художник отказался от названия своих картин и вместо этого начал нумеровать их.