Найти тему
Orange43

Форма государственного территориального устройства.

Под формой государственного устройства следует понимать политико-территориальное устройство государства, в том числе политико-правовой статус его составных частей и взаимоотношения центра и государственных органов в регионах государства.

На форму государственного устройства влияют национальный состав населения, исторические традиции, территориальные размеры страны и другие факторы. Так, например, небольшие по территории государства обычно являются унитарными.

Государственное устройство представляет собой внутреннюю организацию власти и правовое деление его на территориальные составляющие. Связь права и государства, способ их функционирования определяется формой устройства государства. В рамках формы государственного устройства определяется «владелец» власти, методы управления обществом.

Форма государственного устройства - это способ (форма) территориальной организации государственной власти, который выражается в национально-государственном и административно-территориальном устройстве государства, в характере взаимоотношений между частями государства, а также между центральными и местными органами.

Проблема территориальной организации власти характерна именно для государственно-организованного общества, поскольку в нем люди управляются не непосредственно (как это было в первобытном обществе, где они обособлялись и объединялись по кровнородственному признаку), а опосредствованно - через организацию государством социально-производственного процесса на определенной территории: люди управляются постольку, поскольку они на этой территории находятся. Первая и непосредственная задача государства – наладить жизнь, организовать социальный процесс на своей территории. Государственная власть и государственное управление строятся но территориальному принципу.

-2

Форма государст­венно-территориального устройства показывает:

- из каких частей состоит внутренняя структура государства;

- каково положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов;

- как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;

- в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства.

Форма государственного устройства даёт ответы на вопросы о том, как организована территория государства, из каких частей оно состоит, каково их правовое положение , на каких принципах строятся взаимоотношения центра и мест.

Форма государственного устройства - это взаимоотношения между центральной властью и территориальными составными частями.

Государство как политическая организация, как властная система, может быть устроено по-разному. Над тем, как наилучшим образом построить государство, люди бьются с момента его зарождения. Так как от этого зависят их жизнь и благосостояние. Такие явления, как революции, гражданские войны, напрямую связаны со стремлением людей изменить устройство государства и общества.

-3

Унитарные государства (Великобритания, Япония, Финляндия) — это единые государства, в которых государственная власть носит централизованный неделимый характер. Унитарное государство является наиболее простой и в то же время наиболее распространенной формой государственного устройства.

Признаки унитарного государства:

  • • властные полномочия сосредоточены у высших органов государственной власти, которые реализуют эти полномочия от имени всего государства;
  • • единая система государственных органов;
  • • единая система законодательства;
  • • порядок создания, изменения и ликвидации административно-территориальных образований, а также принципы их взаимодействия друг с другом определяются на высшем государственном уровне.

Федерация – сложноформализованная государственная система, в состав которой входят иные государственные образования (договорной или конституционный союз государств):

политико-юридическая самостоятельность территориальных образований (возможно наличие собственных конституций субъектов или гражданства);

система органов власти построена в два уровня: федеральная и региональная власть; две законодательные системы: субъектная и федеральная;

одна парламентских палат организована для представления региональных интересов;

возможно наличие дополнительного гражданства другого государства; система налогов двухуровневая (государство, образования);

предметы ведения и ответственности между регионами и государством разграничены.

Федерация – это сложное государство, где его части представляют собой самостоятельные государственные образования, обладающие суверенитетом, со всеми вытекающими последствиями.

Федерация – это союзное государство, части, входящие в него, имеют элементы государственности, определенную политическую самостоятельность. Характерно сложное деление территории, государственного образования называются субъектами. Компетенции между федерацией и ее субъектами разграничивается общегосударственной Конституцией или договором между центром и субъектами.

Конфедерация — это союз суверенных государств, создаваемый для достижения конкретных целей, при котором объединившиеся государства, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость, передают часть своих собственных полномочий совместным органам власти для субординации некоторых действий (как правило, это внешняя политика, связь, транспорт, вооружённые силы).

Признаки конфедерации:

1. Отсутствие общей для всей конфедерации единой территории и государственных границ.

2. Отсутствие общих законодательных органов и системы управления.

3. Отсутствие общей для всех участников конституции, законодательства, гражданства, финансовой системы.

4. Отсутствие суверенитета конфедерации, сохранение статуса

5. Наличие общего конфедеративного органа, состоящего из делегатов суверенных государств.

6. Решения общих конфедеративных органов осуществляются по принципу консенсуса (принятие решения на основе общего согласия).

7. Наличие права выхода из состава конфедерации.