Несмотря на оптимистичные прогнозы, китайская экономика продолжает демонстрировать слабость в третьем квартале. Недавние данные по промышленному производству, инвестициям в основной капитал, уровню безработицы и кредитованию за июль оказались значительно хуже ожиданий, а падение цен на недвижимость ускорилось.
Некоторое улучшение наблюдается лишь в розничных продажах, что связано с сезонностью, однако их рост остается значительно ниже допандемийных значений. Ситуация усугубляется и негативным балансом прямых иностранных инвестиций: чистые поступления оказались отрицательными второй раз за последние 33 года.
Беспокойство инвесторов по поводу неустойчивого восстановления китайской экономики усиливается и негативными тенденциями во внутреннем спросе. Отчеты китайских технологических гигантов за второй квартал демонстрируют слабость потребительского спроса. Tencent прямо указала на это как на основную причину медленного роста своего финтех-направления, а JD.com и Alibaba показали околонулевую и отрицательную динамику продаж соответственно, несмотря на активное использование скидок и промо-акций.
Китайские власти, опасаясь высокой закредитованности, пока не спешат с масштабным стимулированием внутреннего спроса. Недавний список мер, направленный на повышение потребления граждан, опубликованный Госсоветом КНР, не содержит конкретных планов финансирования и носит общий характер.
Ситуацию усугубляет ухудшение торговых отношений Китая с США, ЕС и некоторыми крупными развивающимися странами. Это может привести к снижению объемов китайского экспорта, который всегда был ключевым фактором экономического развития страны.
Достижение цели в 5% роста ВВП в этом году все еще возможно, благодаря краткосрочным правительственным мерам и анонсированному выпуску государственных облигаций, который продлится до ноября и направлен на модернизацию производства. Ожидаемое в сентябре снижение ставки ФРС США также может стать дополнительным стимулом для восстановления экономики Китая, позволив Народному банку Китая проводить более стимулирующую монетарную политику без угрозы снижения курса юаня.
Однако для достижения устойчивого и долгосрочного экономического роста Китаю необходимо принять более радикальные меры. Наращивание дефицита бюджета, проведение масштабных экономических реформ и поощрение технологического развития страны - вот три ключевых направления, которые должны быть реализованы.
На данный момент китайские власти активно поддерживают только развитие высоких технологий и начали ограниченно использовать заимствования. Если они не решатся на новые займы и не проведут реформы, направленные на переход от экспорта к внутреннему спросу, сохранение темпов роста ВВП Китая на уровне выше 5% в будущем остается под большим вопросом.