Найти в Дзене
Борис Новицкий

И тут не обошлось без битвы эрбинов с нашими предками. Археологи находят ответы на загадки древней истории в ДНК-генеалогии

Археологи изначально замечали, что в древних захоронениях положение костяков не всегда соответствовали единому правилу. В одних захоронениях костяки располагались в вытянутом положении на спине, в других – на боку, в позе эмбриона. В принципе, понимание того, что такая ситуация соответствовала религиозным традициям, обитавшего в тот или иной период на этой территории населения, соответствовала и реальному положению дел.

Но вывести из этого что-то большее не представлялось возможным. Хорошо, если за этим следовал вывод о разных культурах. Но если культуры следовали одна за другой и наслаивались друг на друга – то польза от этих фактов почти не замечалась. Кроме того, а как можно было его использовать, если в захоронениях находили только скелеты европеоидов? А если так, то какая разница?!

В этой связи только одно, но очень важное открытие на стыке наук – археологии и ДНК-генеалогии могло решительно повернуть археологов к использованию ее данных в разрешении вопросов самых древних миграций древнего населения.

В своих книгах и статьях А.А. Клёсов показал, что положение в захоронении на боку (мужчины на правом, а женщины на левом) c глубокой древности было характерно для носителей гаплогруппы R1a, а на спине – для R1b (эрбинов). Европеоидность и внешнее сходство и тех и других легко объясняется их происхождением от общего предка гаплогруппы R1, который жил примерно 28 тысяч лет назад, и, видимо, также был европеоидом. Хотя….

Неизвестно, сыграло ли в этом их разновременное происхождение, но известная враждебность в истории во взаимоотношений родов R1a и R1b (эрбинов), известна. Так, по подсчетам ДНК-генеалогии гаплогруппа R1a образовалась 24000 лет назад, R1b – 21000 лет назад. Разность в 3 тысячи лет оказалась достаточна для формирования даже, несмотря на некоторое внешнее европеоидное сходство, абсолютно другого типа личности.

Ранее я писал (https://dzen.ru/a/ZBWe2YEaojCZqqCC) о битве у Пепкинского холма балановцев (R1a) и абашевцев (R1b) .

«У современной деревни Пепкино в Марий Эл в одиночном кургане абашевской культуры, датированного 4,2-4 тысячи лет назад под насыпью еще в 1960 голу (арх. А.Х. Халиков) было обнаружено три погребения: два одиночных и одно коллективное».

Там были захоронены участники битвы между носителями гаплогруппы R1a и R1b.

Но такое взаимоотношение родов, видимо, имело давний и устойчивый характер. Причем, агрессорами, как правило, выступали эрбины, всегда приходящие позже на уже занятые гаплогруппой R1a территории, но всегда уверенно претендующие на больше, чем им положено.

Отмечал я также и заметное отклонение миграции эрбинов от их уверенного направления на запад на юге (Ю.) Русской равнины на южное, через Кавказ (https://dzen.ru/a/ZJLkAris3hR5-M1o), что могло быть связано с противостоянием им носителей гаплогруппы R1a.

Но вот и археологи отмечают следы противостояния в днепро-донецкой археологической культуре (ДДК), где проходила определенна смена населения. Так, по данным труда «Мезолит СССР» (М., 1989. С.124) в мезолитических могильниках Надпорожья этой культуры найдены, в основном, мужские как скорченные на боку, так и вытянутые на спине костяки со следами смертельных ранений: с кремневыми наконечниками стрел и копий в костях. Явное свидетельство вовсе не мирной смены населения.

И вот тут вступают в силу положения ДНК-генеалогии, по которым культура вытянутых на спине костяков – это культура эрбинов, а днепро-донецкая культура с костяками в положении эмбриона на боку – это культура будущих ариев, или уже ариев.

Такое понимание еще малодоступно археологам, которые полагают, что речь идет всего лишь о следующей стадии днепро-донецкой культуры юга Русской равнины. Но как пишет археолог И.Г. Наумова, обратившая внимание на информацию ДНК-генеалогии о костяках в захоронениях,

«Следующий этап культуры нельзя назвать днепро-донецкой культурой, как называют её археологи. Можно назвать её днепро-донецкой культурой эрбинов,так как следующий этап связан с распространением культуры вытянутых на спине костяков на части территории потомков кукрекской культуры. Культуру эрбинов археологи называют ещё культурной мариупольской общностью по мариупольским коллективным могильникам (вытянутые на спине костяки)»[1]. (всё выделено мной - Б.Н.)

Так что можно сделать вывод о том, что уже в период существования ДДК (V—III тыс. до н. э.) ее насельникам, очевидно, гаплогруппы R1a, приходилось противостоять приходящим с Волги (Хвалынская культура) эрбинам, предкам ямников.

Кто же были предшественники неолитической ДДК (гаплогруппа R1a)? По археологическим основаниям ее предшественницей являлась кукрекская культура мезолита (середина 8 — конец 7 тыс. до н. э.) всего Северного Причерноморья до Молдавии и Крыма. Эту культуру отличали сильно скорченные костяки в погребениях с руками перед лицом. Уже здесь видим для времени культуры 10-9 тысяч лет назад способ погребения характерный для гаплогруппы R1a.

Что, археологам сие недоступно? Пока, видимо, доступно только самым продвинутым. По крайней мере, на этот счет уверенно пишет И.Г. Наумова, которая отмечает, что

«Не секрет, что даже небольшие изменения в артефактах вызывают многолетние споры археологов о преемственности тех, или иных культур. Вопрос преемственности культур и многие другие спорные вопросы археологии может разрешить новая наука – ДНК-генеалогия А.А. Клёсова….

…По этой причине данные археологии должны рассматриваться совместно с данными современной развивающейся науки ДНК – генеалогии А.А. Клёсова.»[2]

Также преемницей кукрекской культуры (или постэпиграветта по терминологии Наумовой) являлась и азово-днепровская культура неолита (7-6 тысяч лет назад). Это была, судя по захоронениям со скорченными на боку костяками, культура носителей Y-хромосомной гаплогруппы R1a-M420>M459 от Днепра до Приазовья и Крыма.

Как отмечал А. Клёсов[3], на Русской равнине была довольно широко представлена доарийская R1a (которая образовалась ранее 6000 лет назад). И была «обнаружена в хвалынской мезолитической культуре (R1a-M459), прибалтийском мезолите (R1a-M459-YP1272), в мезолите Карелии (R1a-M459-YP1272)»[4]. А также еще более древние субклады R1a-M420 на Украине с датировками 10643, 7100 и 6390±90 лет назад (последний – R1a-M459). Сюда же добавим R1a-M459-YP1272- YP1306 в Архангельской области.

То есть, речь может идти об обитании в неолите и мезолите на Русской равнине гаплогруппы R1a в ее еще доарийском варианте. Арийским маркером в этом плане выступает субклад R1a-Z645, время образования которого примерно 5500 лет назад.

Нельзя при этом не обратить внимания на тот факт, что положение костяка на боку в захоронении характерно не только в арийские времена, но и ранее, в мезолите, и даже в позднем палеолите. Здесь несомненно наблюдается преемственность религиозных похоронных обрядов, как наиболее консервативных, возможно, идущих от палеолита.

В этой связи вполне допустима преемственность не только религиозная, но и культурно-лингвистическая. А обитание в лоне носителей R1a-M420 > M459 (18200 л.н.)> M198 > M417 (образ. 8600 л.н.) предка арийской гаплогруппы Z645 (образ. 5300 л.н.) на юге Русской равнины, с большой долей вероятности способствовало не только преемственности религиозных традиций, но и языка предков гаплогруппы R1a в его лексикостатистической динамике.

Явно не в пустыне родился однажды первый носитель снипа R1a-Z645 от отца гаплогруппы R1a-M417. И первое же слово, которое он услышал, было: «Привет, сын!». На какой языке оно было сказано, если в языке младенца оно в будущем и осталось неизменным – сын? Возможно, этим языком владело только племя неких носителей субклада M417. Но при патриархате сын, очевидно, говорил языком отца своего. Поэтому и обладатель субклада M198 (образ. 13800 л.н.) научил своего отрока M417 тому же древнему языку их предков. Правда, при условии компактного долгого проживания этих людей на ограниченном пространстве. Миграции же мало способствуют сохранению неизменным языка. Конечно, это всего лишь схема, но что-то в ней есть.

Так или иначе, по данным Метиесона от 2018 года, в Дериевке в Кировоградской и в Васильевке Запорожской области обнаружены ископаемые костяки, которые имели Y-хромосомную гаплогруппу R1a (датировка 8825-8561 гг. до н. э.) и R1a (датировка 7040-6703 гг. до н.э.). А также были обнаружены 5 образцов I2a с датировками в пределах 5500-4800 гг. до н.э.

Интересно, что структура большинства населения в неолите (10800-6800 лет назад) на юге Русской равнины почти повторяет его структуру и сегодня. Почти – потому что в неолите речь идет о древних R1a, некоторые из которых потомства не дали. Современные же R1a России – это в основном носители конечного снипа цепочки R1a ˃ M459 ˃ M735 ˃ M198 ˃ M417 ˃ M735 ˃ Z645 ˃ Z280, образовавшегося 5000 лет назад. Также и современные носители I2a – это уцелевшие носители гаплогруппы I2a, прошедшие 2200 лет назад бутылочное горлышко выживания. Только носители N1a1 вышли на Русскую равнину совсем недавно, не ранее 3500 лет назад, и вошли в состав ее населения.

Между тем, время обнаруженных на юге Русской равнины гаплогрупп R1a и I2a совпадает со временем известной историкам анетовской археологической культуры, которая существовала в период 22-10 тыс. лет назад.

И ископаемые останки юга Русской равнины с гаплогруппой R1a-M420>M459 по мнению И.Г. Наумовой могут относиться к конечной фазе анетовской культуры (Анетовка II). И представлять собой основной признак наших возможных предков.

Обращает на себя внимание и факт обнаружения захоронений периода 10825 – 10561 лет назад в скорченном положении на боку, а также кремниевый инвентарь, как маркер обитания наших возможных предков.

«В целом анетовская культура характеризуется преобладанием разнообразного кремневого микроинвентаря граветт. Это маркер наших возможных предков. На Ю. Русской равнины найдены захоронения конца палеолита – начала мезолита со скорченными на боку костяками (некрополь Васильевский III42) периода 8825—8561 лет до н. э. (10825 – 10561 л. назад)43. Это маркер наших возможных предков»[5].

И далее:

«Ископаемые останки Ю. Русской равнины конца эпиграветта с Y-хромосомной гаплогруппой R1a-М420 – это основной признак наших возможных предков. Скорченные на боку костяки и кремневый микроинвентарь – их маркеры».

На основе анетовской культуры позднего палеолита (22-10 т. л.н.) юга Русской равнины сформировалась кукрекская культура мезолита (10-9 т. л.н.).

Замечательное наблюдение Г.И. Наумовой, которое опубликовано в ряде статей в «Вестнике», состоит в том, что ей удалось сопоставить хронологию и материальные признаки перечисленных культур (способ захоронения, кремневый инвентарь) с временем обитания на территории указанных культур носителей гаплогрупп R1a и I2a. Что показано выше. Где снип R1a-M459, который образовался 18,2 т.л.н., соответствует анетовской культуре, а M198 (13,9 т. л.н.) кукрекской культуре.

Последующим, днепро-донецкой и азово-днепровской культурам неолита (7-6 тысяч лет назад) – могла сопутствовать гаплогруппа M417 (образ. 8,6 т. л.н.). Обе эти культуры, как, впрочем и другие культуры преемницы кукрекской культуры, «выделяются скорченными на боку захоронениями и кремневым микроинвентарём».

К слову информация о положении костяков в древних захоронениях – этот важный показатель древнейшего религиозного обряда – археологами всерьез не рассматривался. Потому в ряде работ, по крайней мере, по той информации, которую мне удавалось просмотреть, информация о способе захоронения не акцентировалась, либо упоминалась вскользь. Так что, внимательный взгляд Г.И. Наумовой на эту сторону археологического исследования вкупе с достижениями ДНК-генеалогии – многого стоит.

Одним словом, скорее всего, древние носители еще даже и не арийских гаплогрупп, возможно, даже их предки, на юге Русской равнины начиная с позднего палеолита присутствовали. Свидетельством их миграции на север служат древние субклады гаплогруппы R1a-M735 на Онежском озере и на юге Архангельской области (к. Веретье).

Но, судя по следам вооруженных противостояний, при образовании второго этапа днепро-донецкой культуры, виновниками этих столкновений становились эрбины (R1b). Как пишет Г.И. Наумова:

«Можно назвать её днепро-донецкой культурой эрбинов, так как следующий этап связан с распространением культуры вытянутых на спине костяков на части территории потомков кукрекской культуры. Культуру эрбинов археологи называют ещё культурной мариупольской общностью по мариупольским коллективным могильникам (вытянутые на спине костяки)»[6].

Эрбины оказались на юге Русской равнины на пути своей миграции от хвалынской культуры Поволжья, которая сложилась от Саратова на севере до Азовского моря на юго-западе и реки Урала на юго-востоке. В ее захоронениях были обнаружены ископаемые образцы – большинство гаплогруппы R1b.

Об образцах гаплогруппы R1b юга Русской равнины А.А. Клёсов пишет:

« …Тот же субклад, что и в хвалынской культуре, R1b-L278, был найден на Украине в пяти ископаемых образцах ДНК, и еще в двух образцах R1b-L278-L754, дочерним к первым двум (датировка всех четырех примерно 7100 лет назад), причем захоронения были в основном на спине, что характерно для погребального обряда носителей гаплогруппы R1b»[7].

Опираясь на датировки Матиесона, Г. Наумова отмечает, что с Поволжья на юг Русской равнины могло быть несколько миграций эрбинов?

Самая ранний, по ее мнению, мог быть образец гаплогруппы R1b -V-88 > PF6287 > PF6362[8] (датировка по данным YFull.Tree.com – 9006 – 9401 л. назад (Б.Н.)). Скорее всего, это был передовой отряд эрбинов, основной наплыв завоевателей произошёл позднее.

Получается, что эрбины пришли на юг Восточно-Европейской равнины с территории хвалынской культуры. Затем вытеснили население азово-днепровской культуры, и дошли до Белоруссии. При этом одна ветвь, R1b-L278>P297>M269>L23>L51, могла продвинуться на территорию Украины, вторая же ветвь, R1b-L278>P297>M269>L23>Z2103, как будущие ямники ушла в Месопотамию.

Но эрбины не смогли прижиться на Русской равнине, Их вооруженное противостояние с носителями гаплогруппы R1a завершилось тем, что они были вынуждены сместиться через Кавказ на юг. Ветвь же будущих насельников культуры колоколовидных кубков, R1b-L278>P297>M269>L23>L51, угасла на Русской равнине. Но, видимо, прошла через территорию юга Русской равнины на запад, где стала известна R1b-L51>P310>L151>P312.

Что касается днепро-донецкой культуры, то ее по мнению Г.И. Наумовой следует разделить четко на

«днепро-донецкую культуру потомков кукрекской культуры (потомков носителей Y – хромосомной гаплогруппы R1a-М420>М459) со скорченными на боку захоронениями и днепро-донецкую культуру эрбинов (носителей Y–хромосомной гаплогруппы R1b R1b-L278>P297>M269>L23>L51) с вытянутыми на спине захоронениями…. Двум этим культурам нельзя давать одно и то же название»[9].

Так что, нашествие эрбинов закончилось бесславно. Свидетельством чему стали крупные коллективные захоронения, что также послужило причиной их бегства, как полагает Г.И. Наумова, с юга Русской равнины:

«Племена эрбинов пришли на территории потомков кукрекцев с войной и в итоге покинули её, получив отпор. Хронология этого периода должна быть тщательно выверена археологами».

И с этим, трудно не согласиться!

[1] Вестник Академии ДНК-генеалогии, т 17, №7, 2024, с. 1023.

[2] Там же, т 17, №8, 2024, с. 1108

[3] А.А. Клёсов, Шквал новых данных по молекулярной истории человечества. (4).

[4] Там же

[5] Вестник, т 17, №7, 2024, с. 1018.

[6] Там же, с. 1023

[7] Клёсов А.А.Шквал новых данных по молекулярной истории человечества. Продолжение.//Вестник

Российской Академии ДНК – генеалогии № 10, октябрь 2017. С. 2615 и С. 2647.

[8] Iain Mathieson et al The Genomic History Of Southeastern Europe. Now published in Nature

doi.org/10.1038/nature 25778.

[9] Вестник, с. 1026