Микрофинансовые организации и займы в них уже давно, и достаточно прочно вошли в нашу жизнь, наравне с банковскими кредитами. Для некоторых заёмщиков займ в МФО - это действительно единственный способ "перехватить" денег до зарплаты, для некоторых - способ "перекрыть" текущие банковские долги - ситуации у всех разные.
В МФО просто получить деньги: не нужно справок с места работы, подтверждения дохода и прочей бюрократии, которую требуют банки, поэтому очередь к микрофинансистам продолжает стоять, несмотря на высокие процентные ставки и легенды о беспределе коллекторов, выбивающих долги по микрозаймам.
Безусловно, от просрочки по займу в МФО никто не застрахован и, всем известно, что в таких случаях за дело берутся коллекторы. И вроде как, гражданин хочет решить вопрос цивилизованно, договориться о реструктуризации, рассрочке или по иному решить данный вопрос, а в ответ слышит лишь угрозы и сквернословие. В таких случаях, не стоит пускать дело на самотёк и необходимо переходить в наступление - то есть писать жалобы на действия сотрудников МФО. Как и куда? Разберёмся в этой статье.
"Золотое правило" должника.
Успешная жалоба - это правильно составленная жалоба, а начинается правильно составленная жалоба с указания юридического или физического лица, на которое она подаётся. Поэтому как только Вам начинают звонить коллекторы - фиксируйте данные сотрудника и организацию, которую он представляет.
Мы никогда не знаем, чем закончится тот или иной разговор со взыскателем и, даже начинавшаяся довольно "мило" беседа, может закончится последними словами и угрозами. Сейчас сотрудники подразделений по взысканию долгов обязаны представляться полностью и указывать организацию, из которой они звонят, но некоторые "особо умные", делают это быстро, глотая слова или намеренно неразборчиво, чтобы должник не успел запомнить.
Поэтому "золотое правило" должника - это фиксировать любой контакт с кредитором, в данном случае с МФО. В начале разговора, лучше лишний раз уточните данные, зафиксируйте их, и уже далее, спокойно, продолжайте разговор.
Жалоба в саморегулируемую организацию (СРО).
Практически все микрофинансовые организации состоят в СРО: это подчёркивает статус и, по идее, должно давать понять заёмщику, что компания работает, соблюдая стандарты и законодательство.
Вообще, задача СРО - это оказывать поддержку микрофинансистам в различных областях, включая отношения с государственными органами; регулировать, в рамках своих полномочий, их деятельность; а также разбирать спорные вопросы с заёмщиками. Поэтому, начинать нужно именно с жалобы в СРО.
Подавляющее большинство микрофинансовых организаций состоят в СРО "МиР" (Микрофинансирование и Развитие). Перейдя на их сайт гражданин легко сможет подать жалобу на действия МФО в соответствующей форме, достаточно будет указать свои контактные данные и изложить суть проблемы.
Существует также ещё одна саморегулируемая организация - Альянс, она меньше по масштабам и в неё входят меньшее количество МФО. В любом случае, перед подачей жалобы, стоит уточнить, в какой из двух СРО состоит компания, на которую Вы хотите пожаловаться.
Обращение в Центральный Банк.
Если Вас не удовлетворил ответ, полученный из СРО или, так случилось, что ни в одной из СРО объект Вашей жалобы не состоит - время обращаться в Банк России.
ЦБ выполняет функцию главного регулятора финансового рынка и рассматривает все жалобы, поступающие на кредитные организации в целом и на МФО, в частности. Подать жалобу можно также, через интернет-приёмную. Ответ высылается на адрес электронной почты, указанный при заполнении онлайн-формы.
Жалоба в ФССП.
С 1 февраля этого года Федеральная служба судебных приставов была наделена полномочиями по контролю за деятельностью кредитных учреждений и микрофинансовых организаций. Таким образом, если Вы считаете, что Ваши права нарушены - можно смело обращаться к судебным приставам. Сделать это можно также, через интернет-приёмную.
Об особенностях подачи заявлений через интернет-приёмную.
В наше время подача заявления или жалобы онлайн - дело обычное. Порталы государственных служб идут в ногу со временем и предоставляют такие возможности всем желающим. Однако, если Вы по каким-либо причинам, не хотите подавать жалобу онлайн - Вы всегда можете сделать это заказным письмом, с уведомлением, через "Почту России".