17 августа - день рождения Олега Павловича Табакова - Звезды первой величины среди артистов Театра и Кино Советского и постсоветского периода. Последние годы своей жизни он известен, как создатель и Руководитель собственного театра «Табакерка» и худрука Театра им. А.П. Чехова. В эти дни на Канале «Культура» традиционно идёт передача, посвящённая О.П. Табакову - «Пять вечеров» Хочу поделиться собственными чувствами после просмотра ( повторного, за годы, после ухода из жизни Великого Мастера Сцены). Признаюсь честно сразу: я не поклонник режиссёрского таланта Олега Павловича. Его сценические роли в театре и в кинематографе далеко превосходят по художественному уровню режиссёрские работы - это моё личное мнение, его я не навязываю никому. Когда я смотрел «Пять Вечеров Табакова» (цикл А. Селянского) , то вспомнил незабываемые «5 вечеров с Николаем Губенко», которые показывал канал «Культура». У него не было интервьютера, задававшего «удобные» вопросы. Диалог со зрителем он вёл сам. Это была исповедь выдающегося Артиста и Режиссёра, прожившего труднейшую жизнь и создавшего в Театре и Кино настоящие шедевры. Фильмы «Подранки» и «И жизнь и слёзы и любовь» навечно вписали имя Н. Губенко в сокровищницу Советского и Российского Киноискусства. «5 вечеров с Н. Губенко»- незабываемый задушевный, честный диалог Таланта со Зрителем. Со всем по другому «проходят» эти вечера с Олегом Павловичем. На широком кресле сидит более чем упитанный, самодовольный «Мэтр», «Оракул», и вещает с высокого Олимпа своего непререкаемого авторитета театральные истины. Очень напоминает это действо Пресс конференцию Президента, когда Песков даёт слово журналистам с удобными вопросами. Ни какой доверительной беседы со зрителем, задушевности, искренности в этих вечерах не получилось. Дифирамбы учеников звучали искусственно, неубедительно. Я не беру во внимание Райкина и Безухова - на них природа не поставила печать Таланта, ограничилась «способностями». Безухов уже давно смешал артистизм с рекламой. Но разочаровали двое, несомненно высоко талантливых - Е. Миронов и В. Мошков. Ведь свои лучшие роли у них не у Табакова ( «Князь Мышкин», « Давид Гоцман»). В целом, «Пять вечеров с Табаковым» больше походили на рекламный ролик, какие без конца идут по телеканалам с целью продать по больше и по выгодней. Не лучше выглядели и спектакли, показанные во время этих вечеров. На одном из них я остановлюсь подробнее. «Амадей», в постановке «Театра у Никитских Ворот», одна из многочисленных вариантов прочтения замечательного произведения английского драматурга П. Шеффера. До этого, на мировом киноэкране прошла демонстрация Фильма «Амадей», побившего все рекорды Голливуда по присуждению Оскаров. Хотели бы мы или нет, но надо признать, что авторы фильма, как никто, попали в суть сложившейся легенды и образа Великого композитора которые соответствуют его Музыки. И образ и легенда в огромной степени связаны с его интерпретацией Великим Моцартом Русской Поэзии - А.С. Пушкиным, в его «Маленьких Трагедиях». Найти какие то новые черты, новые варианты Театральной постановки чрезвычайно трудно, а может быть, невозможно. Главные роли в показанном спектакле исполняли О. Табаков (Сальери)и С. Безухов( Моцарт). О личностях Сальери и Моцарта мало известно из литературных источников. Но ничто не говорит о личности, духовных качествах композиторов так, как их музыка. Именно она - зеркало их Душ. Разве не говорит о мятежных, рвущихся к свободе, бескомпромиссной борьбе за счастье, душе и характере Л.Бетховена его Музыка. Не о нежном, ранимом сердце и полной высоких человеческих чувств душе, говорит Музыка П.Чайковского. Сальери был очень разносторонним и плодовитым композитором Итальянской Музыкальной Школы. И У Пушкина, и у Шеффера- он, прежде всего, композитор. И талантливый, даже Гений, с точки зрения Моцарта. Вспомните, у Пушкина ( О Бомарше, «он Гений, как Ты и Я») Завистливый, Убийца - но .. музыкант, композитор. Кого изобразил О. Табаков: Толстого, обрюзгшего лентяя, раздающего пинки своим слугам. Не отстал в лже интерпретации и его ученик, С. Безухов . Моцарт в его исполнении не праздный гуляка, но «Себе на уме», по Пушкину и Шеффнеру, а скоморох, шут и сексуальный маньяк, демонстрирующий свою наклонность самым непристойным способом. Спектакль - не новая трактовка образа Гения Музыки, которая несколько столетий остаётся одним из лучшим творений, что создало человечество, а пошлая отсебятина, дешёвая подделка. Главная составляющая всех постановок -и «Маленьких Трагедий» Пушкина, и спектаклей по Шеффнеру - Музыка Моцарта, умело расставленная по ходу действий. Вспомним Великий Спектакль «Женитьба Фигаро» с Ширвиндом, Васильевой и Мироновым, где музыка Моцарта придала этой постановке особую прелесть. Но в «Амадее» Табакова Моцарт звучал очень мало и не к месту. Вспомним, сколько «Моцарта» было в музыке у Голливудского Амадея. Я нарушаю российскую заповедь: об усопших или «хорошо» или «ничего». Но это - о простых смертных. О таких личностях, как О.П. Табаков говорить надо ПРАВДУ . Приглашаю любителей Театра и Музыки на дискуссию по этой теме.