Найти тему

«Май Декабрь»: разбор фильм

Оглавление

История героев Джулианны Мур и Чарльза Мелтона основана на реальных событиях: летом 1996 года школьная учительница Мэри Кей Летурно завела роман со своим учеником — 12-летним Вили Фаулау. В 1997-м в ожидании приговора Летурно родила от Фаулау первого ребёнка. В 1998-м, во второй раз попав в тюрьму за связь с Вили, родила вновь.⠀

«Зачем с собой так?»

Зачем молодая женщина выбирает путь унижений, стыжения и осмеяния обществом? В условиях существующего сценария жизни иначе она не хочет, не умеет, не знает, как.

Девочкой она подвергалась насилию близким родственником. Она испытывала стыд за то, что произошло с ней, наверняка осуждала себя, потому бессознательно создала ситуацию, в котором это стыжение в её жизни не прекращается. Чтобы защититься от стыда, она передаёт его такому же ребёнку, которым была когда-то: вместе весело шагать сквозь инцест…

Следующий пласт истории — бессознательная месть Грейс насильнику в лице беззащитного ребёнка одного с ним пола. Она сделала с мальчиком то, что взрослый мужчина сделал с ней. Она была бессильна и не могла противостоять растлению. Так и Джо, совращённый мальчик, был лишён свободы выбора.

Грейс перекладывает на его хрупкие плечи ответственность, которая ему не по силам и не по возрасту, потому что… везут на том, кто везёт.

-2

«Какое решение о себе подтверждают отношения, в которых нет тебя?»

Может ли Джо иначе?

Джо был вынужден рано повзрослеть, чтобы ухаживать за сестрой. «Не чувствуй», «не будь ребёнком», «не будь собой» — вот запреты, которые легли в основу его сценария жизни. А также драйверы «радуй» и «будь совершенным». Мальчик надеется получить материнскую заботу и ищет её в лице доступной родительской фигуры — своей учительницы. Со своим запретом «Не чувствуй» Джо путаёт дыру в душе от отсутствия в жизни матери с любовью.

Он ищет то, чего лишён, и что принять, не имея опыта, не может. Потому находит в извращённой форме: он растлён и использован, как был использован отцом, который нагрузил мальчика заботой о сестре, и так не сказал ему слова благодарности и любви. Он не защитил сына и от общения с Грейс.

Общение Джо с сыном-подростком похоже на посиделки с его отцом: неловкость, словно неуместность героя, непонимание, какую роль он ДОЛЖЕН играть вместо того, чтобы быть собой. «Мы связаны или я сейчас создаю для тебя плохие воспоминания, но я не могу остановиться…» — Джо передаёт свою боль, словно горячую картошку, сыну-подростку, который вынужден по-отечески позаботиться о Джо.

-3

«Возможно ли с собой иначе?»

Да, если знать свои запреты, драйверы, понимать, для чего тебе перемены. Быть готовым следовать новому решению, реализация которого точно не будет комфортной и лёгкой первое время. Это дар освобождения от оков сценария: после откровенного разговора с Грейс, Джо освобождает бабочек, которых выращивал и оберегал от этого мира так, как не уберегли его. Он возвращает Грейс её часть ответственности, однако Грейс утверждает, что Джо сам виноват. Жертва насилия проявляла инициативу и соблазняла её. Тема абьюза, увы, вечна. Метафора с бабочками сменяется не менее говорящей метафорой: Грейс отправляется на охоту.

Паттерны привязанности, сформированные в детстве, могут быть относительно стабильными во взрослой жизни. Они влияют на романтическую любовь, межличностные отношения и психиатрические симптомы.

В терапии их можно изменить — личностное развитие способно исцелять душевные раны. Для этого придётся прожить сложные, болезненные чувства. Научиться сочувствовать Внутреннему Ребёнку и заботиться о нём так, чтобы защитить его от разрушительных посланий Внутреннего Родителя и освободить от них Взрослого.

В терапии у личности появляется уникальная возможность проживать опыт, которого она была лишена со своим реальным родителем. Опыт, который является основой ощущения безопасности: обработка и интеграция чувств, мыслей и поведения в историю жизни ребёнка, нормализация его переживаний и развитие навыка поиска и принятия поддержки. Опыт, который может дать эмоциональной сонастроенный с ребёнком родитель.

Этот разбор с видео-примерами из фильма, а также о том, «когда уже поздно что-то менять», рассказываю в своём телеграмм-канале «Психология Просто».