Найти тему

Сценарий жизни: как мы становимся заложниками детских убеждений

Оглавление

Эрик Берн, основоположник транзактного анализа, предложил концепцию жизненного сценария — невидимой индивидуальной карты, которую каждый из нас носит с собой с раннего детства. В первые 6 лет жизни мы получаем основу сценария от наших родителей, а потом бессознательно дописываем его и воплощаем в дальнейшей жизни. Словно играем пьесу на сцене.

Что такое жизненный сценарий?

-2

Берн описывал жизненный сценарий как план, который мы составляем в детстве под влиянием наших родителей и социальных условий. Этот план состоит из убеждений, правил и ролей, которые мы принимаем на себя. Например, ребенок, которому постоянно говорили: «Ты неудачник», может вырасти с убеждением, что ему никогда не удастся достичь успеха, и будет бессознательно выбирать такие пути, которые подтверждают это убеждение.

Кроме родительских посланий, на формирование сценария влияют культурные особенности общества, в котором ребенок растет. Культурные нормы и ожидания могут как усиливать, так и ослаблять влияние родительских установок.

Как формируется сценарий?

Сценарий начинает формироваться с первых дней жизни. Ребенок наблюдает за своими родителями, их взаимоотношениями, тем, как они реагируют на его поведение, и на основе этого принимает определенные решения. Например, если ребенок видит, что его попытки привлечь внимание родителей всегда заканчиваются криками и наказаниями, то он может решить, что быть незаметным — лучший способ избежать боли. Так формируется сценарий, в котором человек выбирает не проявлять себя, избегая конфликтов и эмоциональных столкновений.

Жизненный сценарий по Берну: ключевые понятия

Сценарные послания. Это установки и убеждения, которые ребенок получает от родителей. Они могут быть как позитивными («Ты можешь все»), так и негативными («Ты неудачник, ничего не можешь»). Эти послания определяют наше отношение к себе и миру вокруг нас, то есть нашу жизненную позицию.

Берн выделил 4 основных позиции:

  • Я ОК–Ты ОК. Это позиция, в которой человек видит себя и других как достойных и равных. Это наиболее здоровая и продуктивная позиция.
  • Я ОК–Ты не ОК. Позиция, в которой человек чувствует себя лучше других, что может привести к высокомерному поведению.
  • Я не ОК–Ты ОК. Позиция, в которой человек ощущает свою неполноценность по сравнению с окружающими.
  • Я не ОК–Ты не ОК. Самая деструктивная позиция, в которой человек видит мир и себя как недостойных и безнадежных.

Сценарные решения. Это решения, которые ребенок принимает на основе сценарных посланий. Например, ребенок, которому внушили, что он неудачник, может решить даже не стремиться к успеху («Все равно ничего не получится»).

Родительские запреты. Это ограничения, которые родители накладывают на поведение ребенка. Они могут проявляться в виде прямых запретов («Не плачь») или косвенных сигналов (когда родители показывают свое недовольство определенными действиями ребенка).

Родительская программа. Это пример, который показывают родители, их образ жизни.

Разрешения. Это позитивные утверждения, которые помогают человеку выйти из сценарного поведения. Разрешения могут прийти от других людей или быть осознаны самим человеком.

Виды жизненных сценариев

Эрик Берн использовал метафорические образы для описания людей с различными жизненными сценариями. Он называл тех, кто следовал успешному сценарию, Принцами и Принцессами, а тех, кто придерживался неблагоприятного сценария — Лягушками.

При переводе работ Берна на русский язык эти термины были адаптированы и переосмыслены. Появилась новая классификация, включающая три типа сценариев: Победитель, Непобедитель и Побежденный (Неудачник).

Характеристики каждого типа:

  1. Победитель — человек, последовательно достигающий поставленных целей. Он осознает свои желания, уважительно относится к своим эмоциям и потребностям. Такие люди добиваются успеха в значимых для них областях и ведут полноценную, счастливую жизнь.
  2. Непобедитель — человек, которому всегда чего-то не хватает для полного успеха. Предпринимая попытки достичь цели, он достигает частичных результатов, но никогда не добивается полного успеха.
  3. Неудачник (Проигравший) — человек, жизнь которого наполнена постоянными страданиями и драматическими событиями. Он либо не ставит перед собой целей вообще, либо, поставив их, никогда не достигает желаемого результата.

Можно ли изменить сценарий?

Берн полагал, что жизненный сценарий можно изменить, но для этого нужно осознать его и активно работать со своими убеждениями, старыми решениями.

Как распознать и изменить жизненный сценарий?

  • Осознание сценария. Какие убеждения и установки управляют вашими действиями? Чьи голоса вы слышите в своей голове, принимая решения? С какими решениями и из какой жизненной позиции вы живете?
  • Поиск сценарных решений. Какие сценарные решения вы приняли в детстве? Тогда они могли быть защитной реакцией и помогать, но сейчас могут ограничивать ваш потенциал.
  • Работа с разрешениями. Найти или создать разрешения, которые помогут выйти за рамки сценария. Это могут быть как внутренние установки, так и поддержка окружающих.
  • Психотерапия. Работа с психологом может помочь глубже понять свой сценарий и разработать стратегии для его изменения.

Пример. Допустим, человек с детства слышал, что «деньги — это зло». Такое убеждение могло привести к сценарию, в котором он избегает финансового успеха или испытывает чувство вины за зарабатывание денег. Чтобы изменить этот сценарий, важно осознать его, принять новые убеждения о деньгах и, возможно, обратиться за помощью к специалисту.

Сценарии могут быть счастливыми или несчастливыми и оказывают влияние на все сферы жизни — от отношений до карьеры. Противоположность жизни в сценарии — автономия. Это способность жить независимо, принимая решения самостоятельно и не поддаваясь влиянию детских установок.

Автономия включает осознанность, честность в выражении своих чувств и потребностей, а также способность действовать спонтанно, не руководствуясь внешними ожиданиями. Жизнь в автономии требует от человека ответственности и смелости, но она также приносит подлинное удовлетворение и свободу.

Как вам кажется, по какому сценарию живете вы?

P.S. Эта статья — первая из запланированной серии. Дальше будут публикации про психологические игры, родительские предписания, типы сценариев, общение через призму транзактного анализа и многое другое. Тема интересная, сложная, большая и важная. Поэтому, если в этой статье что-то показалось непонятным или нераскрытым, то следите за обновлениями на канале и читайте следующие публикации.
P.P.S. Серия статей будет дополнять, но не повторять информацию из моей книги. В ней я подробнее разбираю сценарий «Не живи» и мои попытки переписать его.

Читайте также:

🎉Я написала книгу и горжусь ей. Она интересная, умная, сильная, смелая. 🔖Название: „«Не живи»: как переписать сценарий жизни за 5 шагов“ 📖 Жанр: нон-фикшн, но мне хочется называть ее автобиографическим очерком с психологическими комментариями. ✍️ О чем книга: о том, как формируется личность ребенка в дисфункциональной семье с пьющим родителем, как из поколения в поколение передаются…
Прошлое ≠ будущее | Светлана Трошина7 февраля 2024
4 взгляда на жизнь и 4 сценария жизни
Прошлое ≠ будущее | Светлана Трошина31 марта 2022

Живите и процветайте! 🖖