Представьте себе, что вам нужно куда-то в центр города по делам, связанным с государством. Например, налоги, визит в учреждение власти и так далее. И вот, вдруг оказывается, что все дороги, ведущие в центр города – платные. То есть кто-то на вашей необходимости не стесняется зарабатывать, а если вы откажетесь платить, то может и не пустить. Вот, примерно, такая ситуация у нас складывается с мобильными операторами, конгломерат главных из которых принято называть «большой тройкой», хотя, она уже «четверка», де-факто. Ведь что выходит? Телефон, как таковой, сим-карта в нём, всё это вместе нужно для идентификации, двухфакторной аутентификации и так далее – на государственных платформах, в учреждениях и других местах. По сути, от работоспособности и аппетита коммерческой организации, предоставляющей вам связь, зависит ваше взаимодействие с государством. Для многих такой канал является единственным, то есть вы напрямую зависите от политики и аппетитов чисто коммерческой организации. Любопытно, что возможность менять оператора с сохранением номера, как бы намекает на то, что он принадлежит вам, однако, законодательно это нигде не закреплено. Коммерция – это аппетит ограниченный только обстоятельствами. Добавьте сюда лоббирование интересов всех этих «троек-четверок» в государственных органах и мы имеем практически шантаж с их стороны.
Приведу несколько примеров из своей жизни. Вот, скажем, довелось работать в достаточно удаленном районе Хабаровского края, будучи счастливым пользователем Теле-2. Работа была долгой, 5 месяцев. К счастью, на объекте имелось довольно неплохое покрытие сетью МТС, через которую мой телефон прекрасно работал, но затем вдруг перестал. В поддержке Теле-2 объяснили, что срок их роумингового договора с МТС истёк на днях, а новый они заводить не стали. «Ничем помочь не можем» - иными словами. И всё. Три месяца без малейшей возможности взаимодействовать с банком, Госуслугами и так далее. Нет, если бы такой возможности не было и сначала, то может быть и не так обидно было. А когда услуга тебе подавалась, а потом всё это прекратилось, то, согласитесь, ситуация совсем иная. Тем более, что технологии обслуживания мобильных абонентов через, например, WiFi – не только имеются, но и опробованы. Из просто сначала представили, а потом убрали с глаз подальше, а то вдруг способ экономить у кого-то появится. Но здесь бы и достали, чтобы выручить тех, кто вне зоны покрытия, что технически можно было бы проверить. Да чёрт с ним, брали бы деньги как за обычные звонки и СМС и все были бы рады, но нет. Кстати, чисто технически, без учёта администрирования, оператору ввод такой услуги не стоил бы ничего – все необходимое уже имеется.
Или другой пример. Знаете ли вы, что нынче существуют целые (и довольно большие) страны, где у «большой четверки» полностью закрыт роуминг. Санкции. Но люди то ездят. И не обязательно какие-нибудь дипслужащие, иноагенты или оппозиционеры. Обыкновенные люди. К родственникам едут, работают, учатся, лечатся. И вот, они – полностью без связи на которую, напомню, завязано сейчас всё: Госуслуги и десяток ещё очень важных приложений в телефоне. Что же не дать им возможность пользоваться связью через местный Wifi? Нет, ими, получается, можно просто пренебречь. Прямо угадывается оправдание операторов: «это не мы санкции придумали». Это, ребята, понятно, но платит то вам кто? - Ага. Платят вам те самые пользователи, которыми в зависимости от обстоятельств, вы так непредусмотрительно вытираете ноги, сосредоточившись на основной, наиболее щедрой массе. В общем-то, скотство.
Есть конечно и исторически сложившиеся, так сказать, обиды на мобильных операторов. Что бы о них то не сказать. Если честно, когда только перешёл на Теле-2 из Мегафона, поначалу не видел никаких признаков «напёрстничества», традиционного для «большой тройки». Ну, сами знаете, как это бывает: пошло большое списание и вам на белом глазу: «ой, это потому что вы не подключили вот такую-то услугу» или наоборот – не отключили её. Там это прямо политика компаний, потому что зарабатывали вообще на всём, даже на на «случайном роуминге», когда за одну поездку людям приходили счета как за год пользования телефоном. Самое забавное, что в рассказах о таких вот списаниях по совершенно необъяснимой причине находятся индивидуумы, утверждающие, что ничего такого нет, потому что «у меня же всё в порядке». С МТС и Билайном, в своё время я расстался и из-за напёрстничества и ввиду простой невозможности сохранить за собой номер при длительном отсутствии в сети – специфика работа такая, да и за границей раньше жил. Просто хотел иметь российский номер и даже был готов платить за это. Но его просто отобрали, причём, даже при наличии денег на счету. Было уже давно, но осадочек, как говорится, остался. Потом был Мегафон. Совершенно потрясающий оператор, субъективно проигрывающий вообще всем и по качеству интернета и по покрытию, но именно это рекламирующий, причём с огромными бюджетами на звёзд и дипфейки. В месте, где строюсь, у него был только 2G, хотя это черта города. Обращался где-то год, ответ один: «нет технической возможности». Включаешь телевизор, а там Мусагалиев с Брюсом Виллисом, перебивая друг друга рассказывают, какая это крутая компания и что там за чудо-интернет. Ушёл на Теле-2. С сохранением, так сказать – забросали сообщениями: «озолотим», «бесплатный интернет навсегда» и так далее. Бессмысленно, короче. Зачем мне интернет вне зоны покрытия? И всё было хорошо, где-то с год. Как-то угодил в больницу в Китае и Теле-2 вообще был единственной ниточкой, что связывала с родными, причем, за очень вменяемые деньги, да и предоставляя интернет наш, нефильтрованный. В общем, нарадоваться не мог, но не долго, как говорится, музыка играла. Дедушка-хипстер из рекламы, под шумок клюквы с гигабайтами, пошёл в наступление по части раздачи интернета. Сговорились, ясное дело. Я, как часто – в отъезде и тариф на котором у меня висят камеры + автоматика в строящемся доме вдруг становится «без раздачи интернета». Кино там не качаю, телефонной связью не пользуюсь, камеры бегло раз в сутки смотрю, но нет: плати! Короче, развели на тариф, который в 3 раза дороже. Когда хочется восстановить связь с автоматикой и камерами, а сам ты не дома, ещё не то заплатишь. Подло? – Подло. Потом им конечно по рукам ударили, всем этим тройкам-четвёркам, но тариф так и остался. Чёрт с ними, чувство будто своровали по мелочи. Потом ещё было неприятное общение с салоне и некоторые неприятные эпизоды, но в целом, ощущение одно: клиенто-ориентированность пропала.
Всё бы это так и осталось «обидками», если бы ситуация не приносила очевидный вред. Операторы, распоряжаясь номерным фондом самостоятельно, не в состоянии остановить поток анонимных продаж сим-карт. Ну, то есть, они этого делать не хотят, используя разнообразные предлоги. Это, напомню, открывает широченную дорогу для терроризма и мошенничеств. Как, кстати, и отсутствие связи у определённых абонентов, когда они могли бы подменить всё доступным Wifi – но нет, не могут из-за лени и жадности операторов. Решение напрашивается само собой: номерной фонд в управление федеральным оператором с закреплением номера за человеком через Госуслуги и однозначного подразделения личного телефонного номера или номеров к персональным данным. Со всеми вытекающими. Нет Госуслуг – нет номера. Остаётся вопрос: ну и как там с федеральным оператором? Вроде бы вопрос простой, это, например, «Ростелеком», развивающий свою сеть, но… напёрстничества и там довольно хорошо проросло, утверждаю это как многолетний пользователей интернета и интерактивного телевидения от этого оператора. А решать, тем не менее, что-то уже нужно. Другие рассуждения о том, как можно остановить волну мошенничеств - вот здесь.
#теле-2 #мегафон #мтс #билайн #большая тройка #мобильная связь #операторы #мошенничество #госуслуги #мобильная связь