Крушение военного самолёта произошло 15 августа в 22:18. ТУ-22М3 выполнял плановый полёт. Экипаж увел самолёт от жилых домов. Четыре члена экипажа катапультировались, одного из них спасти не удалось. Об этом сообщил 16 августа 2024 года в своем Телеграм-канале губернатор Иркутской области Игорь Кобзев.
«Искренние соболезнования родным и близким погибшего лётчика. Это действительно тяжёлая утрата.
У остальных пилотов травмы различной степени тяжести. Пострадавших госпитализировали. Желаю им скорейшего выздоровления», – отметил глава региона.
Специалистам предстоит определить точную причину крушения. Предварительной версией была техническая неисправность.
Что известно о Ту-22М
Это дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности разработан в 60-х годах прошлого века. Первый полет новой машины состоялся в 1969 году, серийное производство началось на Казанском авиазаводе (КАПО) в 1972.
Ту-22М был заявлен, как глубокая модернизация своего предшественника, бомбардировщика Ту-22, однако на самом деле был перепроектирован конструкторским бюро Туполева заново и фактически являлся новой машиной.
С 1972 по 1984 гг. производилась модификация Ту-22М2, в 1978 году разработана новая модификация Ту-22М3 (новые двигатели, электрооборудование, элементы планера), которая производилась до 1993 г. Всего за годы производства было построено 497 машин всех модификаций, из них 268 Ту-22М3.
Самолёт Ту-22МЗ может нести до 69 авиабомб ФАБ-250 общей массой до 24 тонн, а также две (в перегруженном режиме – три) крылатые ракеты типа Х-22. Может являться носителем ядерного оружия.
На вооружении ВКС России состоят 56 Ту-22М3. Самолет находится в строю не менее тридцати лет и продолжает оставаться основным дальним стратегическим бомбардировщиком ВКС России.
За время эксплуатации в катастрофах потеряно 23 самолёта, погибло 47 человек личного состава.
В мае 1986 года на борту, взлетевшем с авиабазы Шайковка, разгерметизировался топливный шланг. Топливо, попавшее в гондолу двигателя, воспламенилось, обе силовые установки вышли из строя. Самолет находился над городом Киров на высоте 80-60 метров. Экипаж изменил курс в сторону озера и катапультировался. Через две секунды самолет взорвался в районе проходной фаянсового завода, погибло более 20 работников, ожидавших автобус на остановке.
В августе 1992 года в районе аэродрома Веселое (Крым) на Ту-22М3 воспламенилось топливо, вытекающее из бака, самолет стал неуправляем, экипаж катапультировался.
Два борта потеряны в августе 2008 результате применения средств ПВО Грузии и в апреле 2024 года в Ставропольском крае в результате технической неисправности после боевого применения по целям на территории Украины. Некоторое количество самолетов было повреждено в результате обстрелов авиабаз беспилотниками, запущенными с территории Украины.
Причины авиакатастроф:
- отказы аппаратуры,
- механические разрушения элементов двигателя
- ошибки экипажа,
- как минимум две катастрофы сопровождались пожарами.