Найти тему

Дочери

В 2013 году Анжела Паттон выступила на TEDXWomen с докладом, который стал вирусным. Она рассказала о программе, которую создала в Ричмонде, штат Вирджиния, чтобы собрать вместе девочек и их отцов, находящихся в заключении, в обстановке, которая позволила бы отцам и дочерям почувствовать себя дорогими и близкими. Эти «Танцы пап и дочерей» оказались настолько действенными, что программа распространилась на другие тюрьмы. Фильм «Дочери», одним из режиссеров которого является Паттон, рассказывает о первых таких танцах в одной из тюрем Вашингтона. В фильме она рассказывает, что, когда она написала человеку, ответственному за предложение, он быстро ответил «да»: «Никто никогда не просил о чем-то настолько сильном, как этот момент».
Чтобы попасть в программу, отцы должны пройти 10-недельную программу, направленную на укрепление их отцовских навыков, а это значит, что им придется поделиться болезненным опытом, сожалениями и страхами. Один из мужчин говорит, что впервые оказался в среде, где мужчины говорят о чувствах.

Как видно из названия, Паттон и сорежиссер Натали Рэй делают девочек центром истории, причем в центре внимания - четыре. Обри - очаровательная пятилетняя девочка, когда мы впервые видим ее. Она гордится тем, что является самой умной в классе, и у нее есть стена, увешанная грамотами за успехи. Ее особенно интересует арифметика, и она уже выучила наизусть таблицу умножения. Когда она продолжает объяснять значение цифр, мы понимаем, что одна из причин, по которой они имеют для нее такое значение, заключается в том, что она пытается понять, когда закончится семилетний срок заключения ее отца, превышающий срок ее жизни.

Отсутствие отцов травмирует их все сильнее, когда они становятся старше и понимают, что это результат неправильного выбора. Сантана, 10 лет, лучше понимает ситуацию своего отца и, имея двух младших братьев и сестер, говорит, что ей пришлось стать отцом в своей семье. Она мрачно настаивает на том, что когда-нибудь выйдет замуж, но никогда не будет иметь детей. 11-летняя Джаана с грустью говорит: «Я даже не помню его лица. Я ничего не помню о своем отце». Разия, которой 15 лет, цинична, обижена и зла, даже подумывает о самоубийстве. Но самый показательный пример приводит один из мужчин, который рассказал группе, что впервые вступил в сексуальную связь с матерью своей дочери, когда ей было всего 13 лет. Она родила его дочь в 14 лет. Он признает, что если бы ее отец был рядом с ней, а не в тюрьме, она не была бы так уязвима для его внимания.

Операторская работа Майкла Фернандеса и нежная музыка Келси Лу придают фильму теплоту и лиричность, отражающие невинность девочек. Небольшие эффекты замедленной съемки то тут, то там отражают долгие дни и «долгие, долгие мысли» совсем юных. Мы видим трогательные моменты из программ Паттона, направленных на поддержку и поощрение чернокожих девочек и их матерей, на признание их силы, стойкости и чувства общности. Паттон знает, какой огромный вклад внесли матери, и хочет, чтобы они испытывали гордость и чувство сестринского единения друг с другом. Предоставляя девочкам возможность общаться со своими отцами, она помогает и матерям. «Когда наши семьи целы, наши сообщества растут».

В фильме «Дочери», получившем на «Сандэнсе» приз зрительских симпатий за документальный фильм и приз «Фаворит фестиваля», есть десятки тщательно подмеченных и трогательных моментов. Наблюдать за тем, как отцы переодеваются из оранжевой тюремной формы в пиджаки и галстуки, - это очень сильно. А потом это становится еще более значимым, когда мы видим, как некоторые из отцов учат других завязывать галстук - навык, который ассоциируется у нас с моментами, когда отец и сын были близки друг другу, а затем с такими событиями, как выпускной, свидание и собеседование на офисную работу, которых у этих мужчин никогда не было. Очень трогательно видеть мужчин с бутоньерками на лацканах, а потом, когда начинаются грустные прощания, каждый из них передает цветы дочерям как символ своей преданности.

Почему эти люди сидят в тюрьме? Это не является темой данного фильма. Важно то, что, как говорит один из персонажей «Американской фантастики», «никто не бывает так плох, как в свой худший день». Они любят своих дочерей. Отсутствие возможности участвовать в их жизни усугубляет чувство безысходности. Что еще более важно, их дочери нуждаются в их присутствии в их жизни. Как и в случае с программой «Реабилитация через искусство», о которой рассказывается в фильме «Пой пой», уровень рецидивизма среди участников этой программы отцовства составляет около трех процентов. В конце фильма один из отцов рассказывает, что с тех пор, как он был подростком, он ни разу не выходил из тюрьмы больше чем на шесть месяцев, пока не понял, как важно быть рядом со своей дочерью. К моменту обновления он не был в тюрьме уже четыре года и твердо решил не выходить из нее.

Многие тюрьмы отказались от личных свиданий в пользу дорогостоящей (для семей) дистанционной связи. Обнявшись впервые за много лет, отцы и дочери демонстрируют невыразимое освобождение от бесконечного напряжения и печали. Один из отцов говорит: «На эти шесть часов я не был в тюрьме».