Если посмотреть на шведский танк Strv.103 сзади, может показаться, что ему просто снесло башню. Если спереди, понимаешь, что танк в полной комплектности, а башню, похоже, снесло у проектировщиков. Ибо только безбашенные конструкторы могли решиться на такой креатив: создать основной боевой танк не только без башни, но и с орудием, жестко закреплённом в корпусе.
Уникальная концепция родилась в конце пятидесятых. Холодная война стимулировала разработку новых видов вооружения, вариант, что она может перерасти в «горячую» рассматривался вполне серьезно. Шведы придерживались оборонной концепции, но тоже прикидывали, чем будут защищаться от лавины советских танков в случае нашествия. Военные пришли к выводу, что в обозримом будущем танк просто неотъемлемый элемент системы обороны страны.
Вот только разработкой собственной бронетехники в Швеции после войны не занимались. Впрочем, немного танков у них было. В середине пятидесятых закупили три с половиной сотни английских «Центурионов». Однако внимательно изучив предполагаемый район их применения (в основном южные районы и побережье) поняли, что для обширных равнин с бесчисленным количеством озер и рек они совсем не годятся. Да и вообще, подходящего для шведской специфики танка пока не существует в природе.
Решили разработать сами. ТЗ весьма расплывчато, но проектировщикам легче не стало. Вес порядка сорока тонн, при этом более защищен, чем 50-ти тонный «Центурион» (должен держать новые ПТС), превосходить его по огневой мощи и быть более подвижен. Для полноты комплекта, это чудо должно было еще и плавать, во всяком случае самостоятельно преодолевать водные преграды. Но конструкторы фирмы «Бофорс» паниковать и требовать корректировки ТЗ не стали, а со скандинавским хладнокровием и рассудительностью принялись за дело.
Для начала выяснили, что подавляющее большинство подбитых танков поражается как раз попаданием в башню. Следовательно, от этого слабого элемента необходимо отказаться. Экипаж вместе с пушкой опускается в корпус, на один ярус. Это сразу снижает высоту машины. Особенно если учесть, что вместо заряжающего, которому надо стоять во весь рост установили автомат заряжания с боекомплектом полсотни выстрелов.
Общая компоновка выглядела следующим образом. В броневом корпусе с очень наклоненными лобовыми листами (72 градуса нижний и 78 верхний) переднюю часть занимал отсек МТО. За ним, отделенные броневой перегородкой отделение управления, совмещённое с боевым, в корме вспомогательный отсек.
Правда, при такой компоновке места для качания казенника орудия в двух плоскостях в корпусе не осталось. Это не испугало. Пушку закрепили намертво, вместе со спаренными пулеметами. Автомат заряжания неподвижного орудия стал проще и надежнее. Примечательно, что такое решение позволило сдвинуть казенник орудия практически к корме машины, поэтому 105 мм пушка L74 с длиной ствола 62 калибра (6,5 метров) проходит практически через весь корпус и спереди выступает за габарит машины меньше, чем на два метра.
Наведение по горизонтали осуществлялось поворотом танка (на сухом грунте 90 градусов за секунду), а по вертикали гидросистемой подвески которая могла опускать (поднимать) корму или нос машины. В движении, разумеется точность была практически нулевая, но в то время все танки стреляли с коротких остановок, более-менее работоспособные стабилизаторы орудия в двух плоскостях появились на десяток лет позже.
Такие оригинальные решения привели к не менее необычному распределению функций экипажа. От немецкой классики в пять человек советские танкостроители ушли, отказавшись сначала от стрелка-радиста, а потом отпала необходимость и в заряжающем.
Остались командир, механик-водитель и наводчик. Если не трогать командира, шведы вполне могли бы обойтись двумя, функции наводчика теперь выполнял механик водитель. В принципе, хватило бы и его одного. Но от стрелка-радиста отказываться не стали. Правда, развернули спиной к командиру и мехводу, вооружили кормовым пулеметом и оборудовали ему кормовой пост управления.
При необходимости он мог взять управление на себя и без разворота вести танк в обратном направлении, причем скорости движения вперед и назад на Strv.103 были одинаковы. В завершение дублировали органы управления механика водителя для командира, он тоже мог как вести танк, так и стрелять. В общем, любой член экипажа имел возможность выполнять все функции по управлению и стрельбе.
Не обошлось без нетривиальных решений и при выборе силовой установки. Из-за сильно наклоненных лобовых листов возможная высота МТО была очень маленькой. Из ситуации вышли просто, поставив два довольно плоских двигателя: оппозитный дизельный двигатель К-60 «Роллс-ройс» (240 л.с) и газотурбинный «Боинг 502» (330 л.с.). Двигаться можно было как на любом из них, так и на обеих сразу. Разнесены они были по бортам, так что одним снарядом из строя не выведешь. Кстати обслуживались они единой КПП. В самый нос клина засунули воздухоочистители и выхлопную систему.
Защищенность оказалась на уровне. Лобовые листы всего 60 мм, но с учетом наклона приведенная толщина оказалась эквивалентной 280 мм. Кроме того, экипаж защищал сам двигатель с трансмиссией (по сути полтора метра разнесенной брони) и внутренняя перегородка.
На носу сверху решетка из бронестали, выдерживающая 4 попадания противотанковых гранат. Нижний лист в качестве дополнительной защиты прикрывал бульдозерный нож, служивший для самоокапывания. Такое же двойное назначение было и у 18-ти (по 9 на борт) топливных канистр, они играли роль противокуммулятивных экранов.
На плаву сорокатонная машина удерживалась с помощью системы, аналогичной американской Duplex Drive, применявшейся на «Шерманах». Правда, она была гораздо компактнее и не сбрасывалась, возилась постоянно, экраны прятались в бронированных кожухах, служивших верхней рамкой при раскрытии. Подготовка к плаву занимала четверть часа. Любопытно, что на плаву весь экипаж, включая механика-водителя сидел сверху на броне. Управляли с помощью тросов, идущих от рычагов управления. Советские механики-водители подобный способ именовали «на вожжах». Те не менее, танк управлялся неплохо и плыл со скоростью 7 км/ч.
⚡Больше подробностей можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars
Кстати, «танком» эту уникальную машину называли только шведы. В остальных странах ее считали противотанковой самоходкой. Впрочем, шведам виднее, танк так танк. Свою страницу в историю мирового танкостроения она в любом случае вписала, как самая необычная боевая машина. Стояла на вооружении довольно долго, до девяностых, пока шведские военные не решили, что немецкий «Леопард 2» их вполне устраивает и не провели перевооружение. Один из экземпляров можно увидеть в Кубинке.
Это Владимир «Две Войны». У меня есть Одноклассники, Телеграмм. Пишите своё мнение! Поддержите статью лайком👍
А как Вы считаете, насколько эффективен этот танк?