Русские войска успешно сдерживают попытки противника расширить зону контроля на территории Курской области. Несмотря на неоднократные удары вдоль государственной границы и через неё, ВСУ не удалось продвинуться вглубь региона. Однако эксперты предупреждают о серьезной угрозе.
Вторая неделя вторжения ВСУ началась с попыток противника нащупать слабые места в нашей обороне. Боевики пытались прорвать оборонительные линии в районе Мартыновки, чтобы продолжить наступление на Курчатов.
ВСУ также предприняли попытку обойти наши позиции, перекрывающие трассу на Льгов. Для этого они нанесли фланговый удар из района Малой Локни в направлении Черкасского Поречного. Ещё один удар был нанесён из Любимовки в Снагость, где, по некоторым данным, противнику удалось захватить часть территории. Кроме того, украинцы атаковали село Бяхово южнее Снагости.
Наиболее дерзкой операцией противника стал рейд в сторону посёлков Гирьи и Белица, которые контролируют подступы к мосту через реку Псёл. Успех в этом направлении открыл бы ВСУ путь в Сумскую область, создавая условия для выхода в тыл нашим войскам в Мартыновке и нападения на Беловский район с запада.
В ходе всех операций украинские силы пользовались отсутствием сплошной линии фронта. Сейчас подразделения ВС России устанавливают заслоны на ключевых направлениях, постепенно формируя всё более протяжённые линии обороны. Однако наличие свободного пространства всё ещё позволяет украинским маневренным группам проникать в тыл и фланги наших позиций.
Характер боевых действий изменился
Действия русских войск уже дают заметный эффект. В большинстве случаев украинские манёвры оказываются лишь частично успешными. Особенно показательным стал разгром колонны ВСУ, пытавшейся провести операцию в районе Гирьи и Белицы. Удары беспилотников с боеприпасами сорвали планы противника.
С момента начала вторжения характер боевых действий претерпел значительные изменения. В первые дни ВСУ без особых препятствий проникли в наши оперативные тылы и могли свободно маневрировать на бронетехнике. Теперь же обе стороны ведут борьбу в условиях засадной войны. Пространство для манёвров значительно сузилось, а риск любого перемещения возрос.
При этом не стоит забывать, что противостоят нашим войскам десантники элитных 80-й и 82-й бригад ВСУ, а также боевики 5-й отдельно-штурмовой бригады, четыре отдельные механизированные бригады с тяжёлым оружием, четыре бригады теробороны, артиллерийская бригада и не менее семи отдельных батальонов. Поддерживают эту группировку крупные оснащённые силы беспилотной авиации.
Наша армия стоит перед выбором
Некоторые генералы предлагали немедленно перейти в контрнаступление. Они стремились, быстро решить возникшую проблему, не дав Москве ничего понять. Если бы такая точка зрения победила, последствия были бы катастрофическими, отмечает военный обозреватель Юрий Подоляка.
Вместо этого было принято решение более тщательно подготовиться к бою, смыкать фланги, ловить в засады ДРГ противника и уничтожать его позиции мощными бомбами. Такой подход обеспечивает минимальные потери среди наших войск и медленный, но уверенный успех.
Но, как и у любой стратегии, у этой есть свои недостатки. Осторожное продвижение и отстрел вражеских подразделений предоставляют противнику время закрепиться на захваченном плацдарме. Наша армия стоит перед выбором: попытаться быстро отбросить врага назад, рискуя получить разгром своих наступающих сил и возможное новое украинское наступление, или же согласиться на то, что противника придётся выжигать на нашей земле, что приведёт к значительным разрушениям.
Захваченные территории придётся долго возвращать
Самое страшное, что может произойти, – это переход к позиционной войне в Курской области, считает военкор Александр Харченко. Он отметил, что колонны бронетехники перестают появляться в зоне поражения, украинцы всё чаще атакуют в пешем строю:
"Противник начинает закрепляться на нашей исконной территории. Да, это не носит характер сплошной, глубокоэшелонированной обороны, но время играет против нас"
Харченко предупреждает, что, "стоит противнику взять лопаты в руки" – и уже через пару дней "взять лесополки будет точно так же тяжело, как и под Авдеевкой". По его словам, окно возможностей для быстрого освобождения оккупированного района стремительно закрывается.
Однако командир интернациональной бригады "Пятнашка" Ахра Авидзба не разделяет эту точку зрения. В беседе с Царьградом он отметил, что любая атака происходит неожиданно:
"Даже если ты готовился, реакцию ты не дашь ту, которая должна быть"
Авидзба добавил, что армия — это механизм, которому, прежде чем начать работать, нужно развернуться, а это требует времени.
Офицер спецназа ДНР в запасе Александр Матюшин в свою очередь отметил, что захваченные украинцами территории придётся возвращать довольно долго. За каждый населённый пункт противник будет цепляться, и в каждом населённом пункте остались гражданские, которыми враг будет прикрываться.
По словам Матюшина, на вероятность такого сценария указывает опыт боёв в Донбассе, Харьковской области и Запорожье:
"Бои за село Работино шли с июня по февраль. А что касается территорий, которые находятся между населёнными пунктами, то тут может быть ещё сложнее: массово войска туда не заведёшь, потому что они попадут под артиллерийские удары и FPV-дроны"
Варианты развития событий
Сейчас под контролем противника находится участок Курской области протяжённостью 44 километра с севера на юг и 24 километра с запада на восток. Далее события могут развиваться по одному из двух сценариев.
ВСУ могут продолжить маневренную войну, постепенно теряя первоначальное преимущество, в результате чего у наших войск появится возможность переиграть их и вытолкнуть обратно в Сумскую область. Во втором варианте противник может принять решение о переходе к сковывающим действиям, что позволит ему создать мощную оборону в глубине плацдарма. В таком случае ВСУ придётся выбивать с захваченных позиций с применением тяжёлого оружия, что обернётся тяжелыми последствиями для населённых пунктов, в которых противник будет обороняться.
Развитие событий по этому сценарию будет означать, что бои в Курской области могут растянуться на несколько месяцев. В такой ситуации противник может попытаться ослабить давление на курский плацдарм, нанеся удар по Белгородской или, вероятнее, по Брянской области, чтобы повторить текущую ситуацию. Эксперты считают это наихудшим сценарием.