Сборная России одержала победу в научном туре конкурса, получила серебро на практическом этапе и вышла на первое место по сумме баллов за оба этапа. Какие задания решали ребята на олимпиаде и как к ней готовились?
Обновлено 16 августа в 9:30
Российские школьники выиграли золото на Международной олимпиаде по искусственному интеллекту. Сборная России одержала победу в научном туре конкурса, получила серебро на практическом этапе и вышла на первое место по сумме баллов за оба этапа. В чем именно соревновались олимпийцы по искусственному интеллекту и как россияне готовились к соревнованиям?
Первая Международная олимпиада по искусственному интеллекту среди старшеклассников проходила в Болгарии с 9 по 14 августа. В финале российские школьники обошли конкурентов из 39 стран, включая Китай, Японию, Канаду, Швецию, Нидерланды и США. Сама олимпиада состояла из двух этапов — научного и практического. В первом раунде старшеклассники решали три задачи, имитирующие реальные научные исследования в области ИИ.
Как объяснили Business FM тренеры, реальные задачи, которые можно было вы вывести на рынок, школьникам не давали. Для понимания нам привели гипотетический пример. Есть сервис заказа такси. В нем алгоритм рассчитывает примерное время подачи машины, и вот школьникам нужно было придумать свой. А результаты сравнивались с уже работающими на рынке решениями. Примеры конкретных задач, которые решала сборная России, по просьбе BFM.ru привел индустриальный руководитель направления «Искусственный интеллект» в Центральном университете Александр Гущин:
Александр Гущин индустриальный руководитель направления «Искусственный интеллект» в Центральном университете «Там нужно было дообучить языковую модель классифицировать тексты на неизвестном зашифрованном языке на несколько категорий. То есть уже существует какая-то языковая модель, она уже умеет работать с разными языками, и вот появляется какой-то новый язык, и нужно на нем дообучиться. Еще была интересная задача по компьютерному зрению. Задача была в том, что, опять же, у нас есть генеративная модель, она умеет генерировать некоторые картинки животных, может быть, каких-то предметов, и нужно было научить ее вместо зебр рисовать жирафов и наоборот. Сложность заключалась в том, что нельзя изменять текст, который подается на ход этой модели, но нужно в саму модель как бы залезть и поменять ее параметры с определенными ограничениями, чтобы это представляло вызов для ребят».
На подготовку сборной ушло два месяца. Команду тренеров собрал Центральный университет, созданный при поддержке Т-Банка. Российских школьников к олимпиаде готовили преподаватели самого ЦУ, а также специалисты из РЭШ, Альфа-банка и Сколтеха, и уровень знаний старшеклассников тренеров приятно удивил, рассказал Business FM руководитель направления «Искусственный интеллект» в Центральном университете Александр Дьяконов:
Александр Дьяконов руководитель направления «Искусственный интеллект» в Центральном университете «Мы эти задачи разбирали, давали советы, как делать, и на протяжении где-то больше чем двух месяцев мы с ними интенсивно занимались. Сначала два раза в неделю у нас были занятия, ближе к концу — пять раз в неделю, то есть пять рабочих дней у нас шли занятия где-то по полтора-три часа, всегда по-разному, на которых мы с ребятами что-то разбирали. То есть в зависимости от того, чему было посвящено занятие, давали им домашнее задание, что-то сделать дома еще и так далее. И так их готовили к этой олимпиаде. Я склонен считать, что за каждую победу отвечают победители. Если называть первую причину успеха, мне кажется, это то, что ребята очень хорошие и классные. У нас даже было такое, что Илья Корчмит, который занимается в программе со мной, поразился, что эти ребята, школьники, на его занятиях задавали вопросы даже более глубокие, чем иногда задают магистры».
А вот имена самих чемпионов:
Никита Курлаев — выпускник с особым дипломом Magna Cum Laude за отличную учебу и достижения сразу в нескольких направлениях.
Андрей Грицаев — выпускник школы «Летово» с дипломом Cum Laude за отличную успеваемость и особые достижения в своем направлении.
Андрей Громыко — учащийся десятого класса, член сборной Москвы по информатике.
Анастасия Гайнуллина — десятиклассница, победительница Всероссийской научно-практической конференции «Старт в инновации — 2024».
Поздравляем претендентов на высокие зарплаты в ведущих российских компаниях!