Найти в Дзене

Тонкий взгляд эзотерики на физическое тело и чувственные удовольствия

Оглавление

В этой статье мы рассмотрим взаимосвязь нашего физического тела с духовным ростом. Проблема многих людей, занимающихся эзотерикой, заключается в том, что они пренебрегают своим телом в пользу духовного развития. В духовном сообществе часто говорят о пользе медитаций, очищений, защит, но при этом нередко забывают о физическом теле. Иногда люди приходят в эзотерику, чтобы не заботиться о своем теле, пытаясь компенсировать утраченное здоровье духовностью. Также существует обратная ситуация: человек успешно развивается в своем духовном росте, но совершенно забывает о теле.

Если говорить о различных культурах, направлениях, эзотерических или религиозных школах, то можно встретить два противоположных взгляда. 

  • Первый взгляд утверждает, что тело — это сосуд, в котором находится душа или дух. Тело — это то, что мешает нам достичь полного просветления, поскольку оно ограничивает дух. Физические проявления, потребности и склонности в основном оцениваются как негативные. 
  • Второй взгляд, напротив, предполагает, что тело — это венец эволюции, творения или частица Абсолюта. В этой концепции все физические потребности необходимы для духовного роста. 

Оба взгляда сходятся лишь в том, что тело является сосудом для души.

В самых примитивных обществах физическое тело считалось неотделимым от духа. По состоянию физического тела судили о силе духа. Красивого, сильного и здорового человека считали благословенным богами. Считалось, что в таком теле обитает сильный дух. В подобных обществах было широко распространено ритуальное травмирование тела (отрубание конечностей, татуировки, шрамирование и так далее). Делалось это с целью изменения духа. Для наших предков умение преодолевать боль считалось очень почетным. При этом тело играло важную роль и получало значительное внимание, так как оно было основным аппаратом выживания. В основном ритуальные действия основывались на достижении чувственных удовольствий. В древних культурах связка «в самом красивом теле — самый сильный дух» присутствовала практически повсеместно.

В традиционных кельтских мифах есть рассказ о прекрасном короле, который правил Ирландией, но в битве потерял руку и утратил право на трон. Его преемник, обладавший привлекательной внешностью, однако, навлек на Ирландию множество бед. Казалось бы, здесь можно прочесть мораль: красота души не зависит от внешнего облика. Однако для древних кельтов это было не так очевидно. Для них было естественным, что после того как боги даровали прежнему королю серебряную руку, он смог вернуть себе трон, так как вновь стал прекрасным. После получения травмы человек воспринимался с опаской. При изучении фольклора выясняется, что в конце почти каждой истории злодей оказывается либо карликом, либо хромым, либо горбатым. Идея уважения к инвалидам не была распространена. Часто человек с увечьем просто покидал племя, чтобы не навлечь беду на свое поселение.

У северных народов была похожая ситуация. Все врожденные увечья считались проклятьем, за исключением ран, полученных в бою, к которым относились с большим уважением — они были символом гордости. Северный человек, потерявший руку, но пользующийся благосклонностью удачи, мог стать конунгом. Это также встречается у многих племён Африки и других народов.

-2

В развитых древних цивилизациях, таких как Египет, представления о теле были своеобразными. Исследуя гробницы Древнего Египта, мы видим особое отношение египтян к смерти на протяжении тысячелетий. На самом деле культура Египта прославляла жизнь. Тело считалось не только носителем души, но и частички бога Ра, которая отправлялась на перерождение, а личность после смерти продолжала жить. Однако целью жизни египтянина было не подготовка к смерти, а жизнь здесь и сейчас. В Северном Египте был развит культ физического тела. Древний египтянин должен был быть красивым, ухоженным и гармонично сложенным. Внешность египтянина была его визитной карточкой. Забота о здоровье была возведена в культ. Парфюмерия и культура ухода за телом были очень развиты, но это слабо касалось египтян, работающих в полях. Разница между образованным горожанином и крестьянином заключалась в том, насколько они ухаживали за собой. В Египте считалось, что пренебрежение своим телом — это преступление перед духом. Умеренность во всех проявлениях тела приветствовалась, а несоблюдение режима и умеренности считалось нездоровым. В жреческой среде многое зависело от того, какому богу служил человек. В некоторых культах практиковались различные формы аскезы: сила духа развивалась через преодоление физических потребностей. Однако это были практики, а не стиль жизни. Аскеза применялась для достижения определённой цели. Существовала форма служения богу, такая как ритуальная проституция. Служительницы некоторых богинь в качестве духовного подвига были обязаны предоставлять сексуальные услуги за определённую плату и приношения храму. Это не считалось позорным. В Египте сексуальные услуги не были почётными, но к жрицам это не относилось. Если мужчина обращался к жрице в храме, считалось, что богиня дарует ему своё благословение. Такой формат использования сексуальных услуг считался даже почётным. Важно понимать, что в отношении секса мы рассматриваем именно социальный аспект. Поскольку отношения с жрицей не предполагали дальнейшего развития и не вызывали проблем в обществе, это считалось нормой. Практики, связанные с сексом в Древнем Египте, были способом направить свою сексуальную энергию в определённое русло. В традициях примитивных народов считалось, что если мужчина желал близости, он получит её, поэтому женщинам рекомендовалось не провоцировать мужчин, закрывать своё тело, волосы, лицо и так далее. То же самое касалось и женщин, которым запрещалось общаться с мужчинами. Так как человек не сильно отличается от животного, возникла необходимость ввести запреты. В развитом Египте умение быть в состоянии сексуального возбуждения и не реализовывать его здесь и сейчас считалось достоинством: превращение этого акта из господства тела над духом в духовное действие. Это касалось и супружеских отношений, так как контакт мужа и жены был чем-то гораздо большим, чем просто слиянием двух тел. Сделать такой контакт духовно и физически наполненным было вполне возможно.

-3

В период существования Вавилона, у шумеров, когда они осели на земле и отказались от кочевого образа жизни, они заметили, что тело, лишенное воинственных привычек, начинает претерпевать изменения. В представлениях Финикии и Вавилона дух не является заложником тела. Дух и развитие во многом связаны с телом. Однако, поскольку богатое население недавно переселилось в крупные города, пиры и неумеренность в отношении своего тела всё ещё сохранялись. Считалось, что чем больше человек может съесть, тем он сильнее. Поэтому забота о внешнем виде тела больше принадлежала женщинам. Лишь к закату бронзового века шумеры начали перенимать египетские подходы. Осуждение переедания и отказа от физического труда стали появляться вместе с развитием цивилизации, но не успели развиться до идеала, как в Египте. Это связано с тем, что полнота у мужчин считалась достоинством, показывающим их статус. Что касается духовности, здоровье во многом воспринималось как проявление благосклонности богов. В условиях такой жизни оставаться здоровым было трудно, поэтому считалось, что если человек богат, то боги его любят. Надевая всё своё золото на себя, человек демонстрировал благосклонность богов. Таким образом, показывалась духовность индивида. Аскезы также были частью шумерской жизни. В определенные периоды жизни, чтобы достичь каких-то целей, необходимо было следовать определённым инструкциям. Но как только этот период заканчивался, можно было позволить себе свободу в отношении тела. Удовольствия, получаемые через тело, считались необходимыми и полезными. Считалось, что человек, не использующий благ, данных ему телом, оскорблял богов. Если боги дали такую возможность, то грех было бы ей не воспользоваться.

-4

Если говорить об индуизме, то можно встретить множество различных течений, которые различаются в зависимости от школы, гуру и других факторов. Однако, обобщая, можно сказать, что тело играет важную роль в этой религии. Индийская культура предполагает, что дух и тело связаны. Развитие тела способствует развитию духа. Танец как занятие считался священным. Чтобы исполнить хороший танец, необходимо прочувствовать свое тело и достичь полной гармонии с ним. Танец как способ развития духа, конечно, существовал. В йоге физические упражнения составляют лишь малую часть системы духовного роста. Вопросу физических упражнений посвящены всего 3 сутры из 180, и касаются они только позам, необходимым для медитации. Существует также йога, ориентированная исключительно на физическое тело, — хатха-йога. Некоторые считают, что вся хатха-йога — это лишь подготовка к началу духовного развития, а другие утверждают, что с её помощью уже можно достичь просветления. Однако в классической йоге практика асан не является главной. Проблем с едой, алкоголем и подобными вещами не было: культура Индии не склонна к перееданию и невоздержанности. В конце концов, страна очень бедная. Духовно ориентированные люди, такие как монахи, поддерживали аскезу и были очень умеренны в еде. Отношение к сексу в Индии было гораздо проще, чем в христианском обществе. У монахов, когда они вставали на путь духовного роста, либо уже была семья, либо в сексуальном плане они становились аскетами до конца своих дней. Считалось неуместным, имея большое потомство, заниматься медитацией. Распылять свою энергию на секс и еду не было в приоритете для тех, кто стремился к духовному росту и развитию. 

Одно из распространённых заблуждений — тантрические сексуальные практики. На самом деле это европейско-американская неотантра, которая не имеет отношения к традиционной индийской тантре. Индийская тантра основана на преодолении себя, личных и общественных запретов. Весь тантрический секс, который существует в рамках этих практик, должен быть отвратителен: например, секс с людьми другой касты, секс с трупами. Такие практики были делом небольших групп в обществе. На таких людей косились и не понимали их. Тантра может быть методом духовного роста, но эти методы очень специфичны. 

Ещё одно заблуждение, связанное с духовным развитием, — Камасутра, индийское учение о чувственных удовольствиях и отношениях между мужчиной и женщиной. Там действительно есть описание сексуальных поз, поцелуев, объятий. Но это трактат не только о наслаждениях, но и о создании определённых социальных рамок. Практически все практики сексуального характера помогают достигать социальных целей. В одной из первых глав упоминается, как городской человек должен за собой ухаживать. Это стандарты гигиены, которые достаточно близки к современным. 

Уход за своим телом — первый шаг к просветлению. В Камасутре указано, что чувственные удовольствия и их принятие тоже ведут к духовному росту.
Уход за своим телом — первый шаг к просветлению. В Камасутре указано, что чувственные удовольствия и их принятие тоже ведут к духовному росту.

В даосских практиках совершенствование тела и физические упражнения являются составной частью внутренней алхимии. Эти процессы духовного роста направлены на достижение бессмертия тела и духа. Внутренняя алхимия — это свод техник, объединяющий дыхательные практики, медитации, физические упражнения и гимнастику. Все это вместе дает потенциал к бессмертию. К своему телу даосы относились серьезно. В вопросах чувственных удовольствий приветствовались понятия нормы и воздержанности, что было очень важно для духовного роста. У даосов существовали отдельные практики удержания семени, позволяющие отделить мужской оргазм от эякуляции. Считалось, что эякуляция ведет к потере энергии, чего следовало избегать.

В буддизме, особенно в шаолиньском направлении, для тех, кто следует духовным путем, физических упражнений было много — почти как в хатха-йоге. Это традиция гимнастики и здоровья. Получив базовый уровень здоровья, человек начинает духовно расти, подвергая свое тело испытаниям. Аскезы были обусловлены тем, что монастыри и храмы находились в бедных районах, поэтому отказ от пищи не был столь трагичен. Монастырь не мог накормить всех. Умеренность во всем также была частью культуры. Существовали исключения из общих буддийских представлений о непотреблении животной пищи, и они применялись. В мейнстримном буддизме желания тела считаются источником страданий, которые мешают духу достичь просветления. Пока человек не избавился от этих желаний, он должен уметь с ними правильно работать. Считается, что со временем, когда платонические желания отпадут, придет просветление. Отсутствие желания вкусно питаться заключается не в отказе от пищи, а в том, чтобы само желание не возникало.

-6

Античность во многом была амбивалентна. Существовали два направления. С одной стороны, культ богов, подобно египетскому, предполагал, что чувственное удовольствие является благом, дарованным богами. Различные формы аскезы требовались только в рамках ритуальных практик. Роль красоты и здоровья физического тела была важнейшей. Второе направление в Античности больше подходило для эзотериков. Здесь достаточно быстро сформировался гностический подход, который четко разделял духовную и физическую сферы как две противоборствующие составляющие. Цель духовных практик — слияние с Абсолютом, поэтому все потребности и желания тела следовало либо полностью подавить, либо перенести в духовную сферу, чтобы любая потребность воспринималась как духовный акт, а не физический. В отличие от Египта, в Античности существовало множество формальных запретов, например, таких как запрет на употребление бобов. Психика в понимании античного человека отождествлялась с душой, поэтому душа должна была всегда превалировать над телом. В Античности четко сформировалось различие между физическим и духовным. Когда античную культуру объединили с буддизмом, индуизмом и верованиями одного народа сакральной империи, эти идеи начали распространяться среди людей, у которых не было возможности удовлетворять все свои желания. Это приводило к их полному обесцениванию. Считалось, что нет смысла стремиться к удовлетворению всех телесных удовольствий, и гораздо важнее было готовиться к смерти.

В раннем Средневековье эта тенденция продолжилась. Принятие христианства во всех частях Римской империи привело к тому, что античный культ тела поддерживался лишь частично. Христианство опиралось на массы простого народа, стремившиеся очистить общество от порока. Если у христианина при просмотре картины с изображением Венеры возникало вожделение, это считалось греховным и подлежало искоренению, так как такие чувства лишали человека возможности попасть в рай после смерти. Значительная часть античного искусства была уничтожена этими самыми массами, как считалось, для освобождения от грехов. Подход к телу в Средние века был очень противоречивым. С одной стороны, в римских городах христианство с подозрением относилось к любой эстетике. С другой стороны, у германских народов была своя эстетика, далекая от античной. Идеалом считался могучий, волосатый и сильный мужчина, а полной женщине, способной к успешным родам, придавалась особая красота. В христианстве закрепилось представление о том, что тело — это источник искушения дьявола. Чувственные удовольствия считались грехом, и только через страдание можно было достичь спасения души. Питались, чтобы поддерживать жизнь, а сексом занимались только для продолжения рода. Главное — не искать в этом удовольствия. Однако употребление алкоголя в религиозных целях не осуждалось. Элита Средневековья, несмотря на принятие христианства, продолжала следовать прежним нормам, но свои грехи старалась искупить молитвой. Секс оставался естественной частью жизни, но не был её центром. В христианской Европе тема секса была табуирована — это считалось средством духовного роста, но распространять такие идеи среди широких масс было странным. Появилось чувство стыда за свои желания и чувственные удовольствия. В христианстве тело разделялось на духовную и физическую части. Поддерживать своё тело было необходимо только ради духовного роста. Тело и дух считались отдельными сущностями. 

Современное общество, наряду с урбанизацией, приходит к осознанию того, что пренебрежение телом вредно и для духовного роста.
Современное общество, наряду с урбанизацией, приходит к осознанию того, что пренебрежение телом вредно и для духовного роста.

Как совмещать потребности тела и духовный рост

Для человека, который занимается духовными практиками, осознанность в отношении тела является принципиально важной. В нашем теле всё взаимосвязано. Если мы занимаемся энергетическими практиками, мы прокачиваем прежде всего наше тонкое тело. Однако, если не развивать и не совершенствовать физическое тело, возникает перекос. Когда духовных практик становится много, а тело ещё не соответствует, оно начинает рассыпаться. Появляются различные болезни, проблемы с суставами, с давлением. Тело начинает постепенно сдавать. В итоге человек вынужден заниматься своим телом. 

Проблема в том, что часто начинают лечение энергетическими практиками. Когда тело привыкает к таким практикам, рано или поздно они могут начать ухудшать состояние. Энергия начинает не справляться. Это как если пустить мощное напряжение через слабый провод — контакты перегорают. То же самое происходит с физическим телом, если его не развивать. Христианская концепция, предполагающая, что дух и тело существуют отдельно, может привести к значительным последствиям. Многие сильные практики начинают рассыпаться. Если у человека, который только что пришёл в эзотерику, не было проблем со здоровьем, но он ощущает большой прилив энергии и начинает двигаться дальше, тело может не выдержать. 

Есть вещи, необходимые для практикующего, чтобы не столкнуться с необратимыми последствиями. Если же вы уже столкнулись с такими проблемами, их нужно срочно исправлять. Как? 

Первое — это физические упражнения. Работа любого тела заключается в том, чтобы получать, перерабатывать и выдавать. Когда духовная энергия и физическая нагрузка поступают в достаточном количестве и перерабатываются достаточно быстро, возникает баланс. Но если где-то допустить оплошность, это начинает негативно сказываться на теле. Физическое тело предназначено для работы, поэтому без упражнений не обойтись. Нагрузки должны быть достаточными, чтобы почувствовать усталость. Не стоит переусердствовать, так как это ведёт к износу организма, но и отсутствие ощущения после занятий спортом тоже не является хорошим признаком. Важно соблюдать умеренность в нагрузках.

-8

Второй способ поддержания физического здоровья — это сон. Во время сна восстанавливается тело и не только. Кроме того, энергия, поступающая во время сна, перераспределяется по всему телу. Энергия начинает циркулировать более естественно и сбалансированно. С каждым пробуждением запускается здоровый цикл для нашей энергетики. Однако многие практики пренебрегают сном больше, чем физическими упражнениями. Когда человек находится на одном уровне развития, есть практики, которые компенсируют перераспределение энергии, и, соответственно, потребность во сне может снизиться. В некоторых случаях потребность во сне может сократиться до 4 часов в сутки, но это не всегда тот путь, который стоит выбирать. Если человек повышает уровень своей энергетики хотя бы немного, то этих часов сна уже не хватает. Сон также может оказывать эмоциональное исцеление. Осознанные сновидения и астральные путешествия не считаются полноценным сном. Это не здоровый сон, а практика.

Питание важно. В первую очередь, физическую энергию мы получаем через еду. Чем правильнее питается человек, тем более «чистая» энергия поступает в организм, и, соответственно, человеку требуется меньше усилий для её усвоения. В идеале, обладая интуицией в питании, человек должен чувствовать, что ему необходимо в данный момент. У таких людей обычно не возникает проблем с питанием. Они также должны ощущать, когда и сколько им нужно поесть. Однако бывают люди, забывающие о своём питании. Это не значит, что организм не требует пищи, просто из-за утраты связи с телом это ощущение может притупляться. Также бывают случаи, когда человек использует еду для получения чувственных удовольствий или для компенсации проблем в других сферах жизни. Переедание, как способ заглушить свои проблемы и страдания, является проблематичным с энергетической точки зрения. Очень часто у нас искажено представление о вкусе и о том, что действительно вкусно. Бывают случаи, когда одно и то же блюдо ассоциируется с приятными событиями в прошлом и вызывает у нас чувство счастья. Наш организм может не нуждаться в этой пище в данный момент, и желание её съесть продиктовано исключительно психологическим фактором. Идея интуитивного питания подходит лишь для очень небольшого круга людей, и психологически трудно поддерживать такой тип питания.

Питьевой режим также важен. Не нужно следовать каким-то общепринятым нормам потребления воды. У каждого из нас организм индивидуален, и количество необходимой воды также различается.

-9

Уход за собой. Следить за своим внешним видом и выполнять базовую гигиену. То, как принято выглядеть в обществе, все равно в нашей жизни зависит от той социальной группы, в которой мы находимся. Возможность следить за своей гигиеной позволяет нам развить ощущение тела и наладить контакт между физическим телом, астральным и ментальным через свое представление о себе и через создание образа себя. Чем больше люди ухаживают за собой в нормальном здоровом варианте, тем больше они о своем теле знают: от изгибов тела и до того, какие ощущения приносят наслаждение. Формирование образа себя позволяет выстроить базовый энергообмен и автоматику. На этапе ухода за собой неосознанно закладывается образ того, что человек из себя представляет физически. Чем ухоженнее тело человека, тем благоприятнее с ним воздействие. Принять свое тело, а в последствии направить туда энергию, получается гораздо эффективнее и проще. В неухоженном и грязном теле образуются энергетические дыры, через которые может даже залезть сущность. У такого человека сразу видно, где проблемы.

-10

Чувственные наслаждения

Под понятием «чувственные удовольствия» подразумеваются все органы чувств, через которые мы способны получать удовольствие: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус, а также эстетические чувства. Важно отметить, что любое чувственное удовольствие рождает приток энергии, который повышает общий энергетический уровень. Однако, если не соблюдать умеренность во всех остальных аспектах жизни, то, живя исключительно удовольствиями, тело начинает разрушаться. Эту сферу также можно развивать. Постепенно, через получение более утончённых эстетических впечатлений, чувствительность человека к удовольствиям возрастает. И чем больше и тоньше человек способен улавливать эти удовольствия, тем больше поток энергии, которую он может принять и переработать. Повышение общего культурного уровня ведет к развитию энергетики: от музыки до восприятия парфюмерии. Довольно часто решить проблемы астрального тела можно, например, через прослушивание музыки или прогулку. Нужно научиться находить баланс удовольствий, который поможет лучше управлять энергиями. Конечно, всё это зависит от индивидуальных особенностей каждого человека. Без этой сферы невозможно сохранить внутренний баланс. В этом и заключается проблема у сильных практиков и магов, у которых часто отсутствует культурное развитие. Чем менее развит человек, тем проще его эстетические потребности, и наоборот. Примитивный человек также не способен воспринимать, например, оперу, так как для него уровень получаемой энергии слишком высок; поэтому, слушая подобную музыку, он часто просто засыпает.

С алкоголем ситуация следующая — он является неотъемлемой частью нашей культуры. Если человек не ставит цель выпить до потери сознания, то алкоголь может способствовать мышечному расслаблению и доставлять удовольствие своим специфическим вкусом. Искусство употребления алкоголя заключается в том, чтобы ощутить тонкость его вкуса. Хороший алкоголь предоставляет возможность получения утонченного удовольствия. Он в любом случае является ядом для организма. Потребление этого яда в небольших количествах активизирует системы детоксикации. Легкое отравление приводит к тому, что организм начинает бороться, и это временно повышает энергетику. Но не следует оправдывать алкоголизм духовными практиками. Постоянное употребление священных ядов во время практик может привести к тому, что без них эти практики станут невозможными. В результате человек становится зависимым от измененного состояния сознания, в которое он не может войти самостоятельно. С помощью адекватных медитаций можно достичь тех же эффектов, что и при употреблении алкоголя. Алкоголизм же ведет к тому, что физическое тело может не справиться с духовными нагрузками.

-11

С энергетической точки зрения секс позволяет перераспределять энергию, будь то через контакт с партнером или собственным телом. Также он способствует генерации энергии посредством соединения двух тел, при этом оба партнера могут получить больше энергии, чем по отдельности. Физические и эмоциональные процессы помогают выравнивать и развивать другие энергетические тела. Чувственные удовольствия в этом процессе играют важную роль, поскольку они сильно заряжают энергетику. Важно понимать, с кем и как человек вступает в сексуальный контакт, и с какой именно энергетикой приходится взаимодействовать. Если партнер не подходит, человек может получить несоответствующую ему энергию, что может привести к энергетической травме. Уровень развития энергии у партнеров также влияет на процесс. Если их уровни сильно различаются, энергетика более развитого партнера может разорвать энергетическое поле менее развитого. От такого взаимодействия человек долго восстанавливается, но существует риск привыкания к такому контакту, так как полученное удовольствие может быть настолько сильным, что захочется его повторить. Ощущение единства и близости с чем-то большим, чем сам индивид, может вызвать зависимость. Если развивать свою энергетику, партнеры постепенно могут стать ближе по уровню энергии, и это может показаться скучным. В таком случае может возникнуть желание искать партнера с еще более высоким уровнем энергии, чтобы снова испытать подобные эмоции. Выбор партнера предполагает безопасность, поэтому, чтобы избежать негативных последствий, следует тщательно подбирать партнера. Секс обостряет восприятие и тонкость ощущений. На высоком уровне развития секс приносит значительно больше тонких чувств, чем на низком. Но важно не абсолютизировать эти тонкие ощущения, ведь иногда всем людям хочется чего-то простого и прямолинейного.

В чувственных удовольствиях важно понимать, что они состоят из трех частей. 

  • Первая — это желание: невозможно получить удовольствие в той области, где человек не испытывает желания. 
  • Вторая — фрустрация, то есть ситуация, когда желание остается неудовлетворенным по какой-то причине. Умение выдерживать фрустрацию и наслаждаться предвкушением позволяет максимально прочувствовать процесс. 
  • Третья — удовлетворение. 

Подавление желаний не приносит пользы, но когда это осознано, энергия повышается. 

Занимаясь эзотерикой и духовными практиками, важно не забывать о своем теле и соблюдать баланс.
Занимаясь эзотерикой и духовными практиками, важно не забывать о своем теле и соблюдать баланс.

Наше тело — это еще и магический инструмент, который всегда с нами. Телесные практики Сейда позволяют погрузиться в северный дух, ощутить свою силу и творить магию всем собой, не разделяя на части свое Я и синтезируя все составляющие: от духовных и ментальных форм до воплощенной в материю динамичной телесности. 

Откройте для себя этот путь и узнайте больше здесь: https://silvermaproject.ru/magic/kurs-po-magii-seyd-vtoroykrug 

Я буду очень благодарен, если вы сможете поддерживать меня лайками и комментариями. Мне, как автору, это очень приятно и ценно!

Следите за новыми статьями и разной полезной информацией:

▪️ Сайт проекта Silver MA: https://silvermaproject.ru/ 

▪️ Сотни моих лекций о магии, неоязычестве, эзотерике и колдовстве в открытом доступе на YouTube, в Яндекс Музыке и Apple Podcasts.

▪️ Мой блог в Телеграме — подписывайтесь.