Найти тему
Литрес

Буханка, луноход и короли дорог – самые надёжные и быстрые автобусы СССР

Оглавление

После войны Советский Союз начал активно восстанавливать разрушенные предприятия и заново отстраивать всю свою инфраструктуру. Чтобы обеспечить работников транспортом и связать города и сёла, нескольким коллективам доверили разработку и выпуск автобусов. Главные требования, которые выдвигались инженерам: машины должны быть надёжными, вместительными и простыми в обслуживании. Скоростным этот вид транспорта, конечно, никогда не был, однако были среди этих автомобилей и свои шустрые представители.

Луноход – ЛиАЗ-677

Этот городской и пригородный автобус считается самой массовой моделью Ликинского автобусного завода. Всего с 1962 по 1994 год было выпущено около 200 000 экземпляров. Штучно ЛиАЗ-677 собирался на других производствах до 2002 года. Эта модель ездила почти во всех советских городах и имела в народе два прозвища «луноход» и «скотовоз». Последнее появилось из-за того, что в час пик автобус был плотно забит пассажирами. Сидений в нём было 25, номинальная вместимость составляла 80 человек, а предельная – 110.

Автобус имел тяжёлый вагонного типа кузов (пустым он весил 14 тонн), однако это не мешало ему набирать максимальную скорость 70 км/ч. ЛиАЗ-677 считался удачной моделью, однако экономичным его назвать было нельзя: он расходовал 35 л на 100 км. В начале 2000-ых «луноход» постепенно начали выводить из эксплуатации, так как он морально устаревал и был нерентабелен.

-2

Буханка – ПАЗ-672

В народе из-за сходства с булкой хлеба его называли просто «буханкой». Производился он на Павловском автобусном заводе с 1967 по 1989 год. Его максимальная скорость составляла 80 км/ч, рабочий объём двигателя – 4,25 л, максимальная мощность – 120 л.с. Общая пассажировместимость в «пазике» была заявлена 45 человек при 23 сидячих местах. Однако на практике он перевозил до 100 пассажиров. Он был предназначен для районных и пригородных маршрутов, но курсировал и в черте города.

ПАЗ-672 пользовался популярностью во всех уголках Советского Союза. Его использовали медики, военные и разные предприятия для перевозки своих сотрудников. Салон был тёплым и герметичным, сам «пазик» экономно расходовал топливо (20,5 л на 100 км). Автобус не раз модернизировали: инженеры снижали массу кузова, расширяли боковые окна, увеличивали ресурс двигателя, повышали надёжность руля и тормозов. И хотя 30 ноября 1989 года «буханка» уступила место на конвейере более современным автобусам, её до сих пор можно встретить в рабочем состоянии.

-3

Король дорог – ЗИЛ-127

Этот первый советский междугородний автобус заслуженно получил прозвище «король дорог». Он производился с 1955 по 1961 год на заводе имени Сталина, переименованном впоследствии в завод имени Лихачёва (ЗИЛ). ЗИЛ-127 считался не только одним из самых быстрых, но и самым красивым и комфортабельным в Советском Союзе. Он оснащался небьющимися стёклами со шторками, надёжной системой отопления, вентиляцией, освещением, радио, часами и термометром. В салоне устанавливались мягкие кресла, как в самолётах, с выдвижной подушкой и наклонной спинкой, индивидуальными источником света и системой подачи охлажденного воздуха (всего 32 сидячих места). В салоне были установлены сетчатые полки для ручной клади, под полом находилось восемь багажных отделений.

Дизайн автобуса привлекал внимание своими эффектными гофрированными алюминиевыми бортами и хромированными деталями, напоминающими стилистику американских моделей. При двигателе объёмом в 7 л и мощности в 180 л.с. король дорог разгонялся на шоссе до 95 км/ч. Оснащение обеспечивало ему плавность и безопасность хода при высокой скорости. Поэтому модель считалась удачной и долговечной. С маршрутов ЗИЛ был снята в середине 60-ых – начале 70-ых годов, успев намотать солидный километраж.

-4

Король дорог – ЛАЗ-699

Этот междугородний автобус выпускался Львовским автобусным заводом с 1964 по 2002 год. За комфортабельность и престижность его тоже можно было бы назвать королём дорог. ЛАЗ-699 осуществлял не только междугородние, но и международные перевозки. Пассажиры очень любили эту модель, поскольку в ней были предусмотрены регулируемые кресла, биотуалет, гардероб и даже удобные отсеки для термосов. У каждого пассажира был свой приёмник, который можно было слушать через наушники. Как и в ЗИЛе, в салоне были предусмотрены индивидуальные подсветка и вентиляция.

ЛАЗ-699 весил 13 тонн, но при этом (с объёмом двигателя 7 л и мощностью 180 л.с.) развивал невероятную для своего времени скорость – 102 км/ч. Из-за большого спроса и популярности выпуск автобуса увеличивали в два раза. Этот ветеран дорог и сегодня встречается в постсоветских странах.

Ещё больше интересных материалов – в нашем Telegram-канале!

-5