В начале 1930-х годов Советский Союз переживал период радикальных социальных и экономических преобразований. А поскольку литература и искусство рассматривались как важные инструменты в построении нового социалистического общества, партия большевиков решила проводить единую культурную политику. Первым шагом на пути к идеологическому однообразию стал созыв Первого съезда писателей СССР. В чем значение этого события?
Стоит подчеркнуть, что после революции 1917 года и вплоть до начала работы съезда в искусстве и других сферах жизни доминировал принцип небольших независимых объединений, созданных по инициативе «снизу». Например, в период с 1917 по 1934 художники создали следующие объединения: Ассоциацию художников революционной России (АХРР), ОСТ (общество станковистов), Московское объединение художников (МАСХ), Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС), Объединение «Четыре искусства», Общество молодых художников (ОБМОХУ), Общество художников индивидуалистов, «Утвердители нового искусства» (УНОВИС) и т.д. Некоторое время продолжали работать общества, созданные до 1917 года, вроде «Мира искусства».
Не менее пестрая ситуация была у литераторов. Они создали Российскую ассоциацию пролетарских писателей (РАПП), Левый фронт искусств (ЛЕФ), группы «Серапионовы братья», «Перевал», Объединение реального искусства (ОБЭРИУ), Пролеткульт (Пролетарскую культурно-просветительная организацию), Литературный круг конструктивистов, Литературный фронт, группу крестьянских писателей, «Октябрь», «Творчество» и др. Разумеется, существовало и множество мелких, часто недолговечных организаций, объединяющих литераторов «на местах», то есть в провинциальных городах.
Каждое общество имело собственный устав, смысл и взгляды на искусство, стиль и художественный язык, взгляды на политику. В борьбе за доминирующее положение в литературной среде члены этих объединений часто враждовали, вступали в публичные перепалки и даже писали друг на друга доносы. Особой идеологический нетерпимостью отличались представители РАППа, АХРР, ЛЕФ. Однако все-таки самой важной чертой этих объединений были независимость, автономность, демократизм, а также свобода выражения мнения и позиции.
Так, ЛЕФ (Владимир Маяковский, Николай Асеев, Осип Брик, Сергей Третьяков) стремился к созданию искусства, которое бы отражало и поддерживало революционные изменения в обществе. Они считали, что искусство должно быть не только о революции, но и революционным по своей форме. Участники объединения отвергали классические формы искусства и традиционные методы, считая их устаревшими и не соответствующими духу нового времени. ЛЕФовцы видели искусство как инструмент социального преобразования и пропаганды. Они акцентировали внимание на его практическом применении в жизни, включая агитацию и просвещение. За что, собственно, и подвергались нещадной критике.
РАППовцы считали, что литература должна отражать интересы и жизнь рабочего класса, служить целям социалистического строительства и поддерживать коммунистическую идеологию. Они отрицали буржуазные и традиционные формы искусства как устаревшие и не соответствующие задачам нового социалистического общества. Они требовали, чтобы литература была инструментом воспитания масс и способствовать формированию нового социалистического сознания. (Участники: Дмитрий Фурманов, Александр Фадеев, Леопольд Авербах, а с 1930-го, незадолго до смерти и Маяковский).
При кажущемся сходстве это были две разные, находящиеся в состоянии противостояния организации. ЛЕФовцы поддерживали более экспериментальный и авангардный (формальный, как его назовут позже) подход к искусству. ЛЕФ стремился к обновлению форм и содержания искусства, поддерживал идеи конструктивизма и футуризма, а также акцентировал внимание на функциональности и утилитарности искусства. РАППовцы утверждали реалистические методы, которые могли бы быть понятны и близки широким массам. Они провозглашали принцип «учебы у классиков», создали образ «попутчиков», с «ликвидаторской» теорией Троцкого-Воронского, которая отрицала возможность создания пролетарской культуры и литературы. Соответственно, их взгляды во многом легли в основу будущего соцреализма.
По сути, в период с 1917 по 1932 годы все художественное сообщество было разделено на те самые коммуны, которые считались основой нового строя после свержения царизма. Однако, как выяснилось за полтора десятилетия, такая вольность мешает строителя государственного коммунизма контролировать искусство. В период с 1932 по 1934 многие объединения были насильно распущены или подвергнуты сильному прессингу. Так готовилась почва для создания будущих всесоюзных творческих объединений, находящихся под контролем государства. Постановлением ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» от 23 апреля 1932 г. была создана единая организация — Союз писателей СССР.
Во время съезда
Два года ушло на то, чтобы подготовить почву. Примечательно, что «выравнивание», хотя и шло в пользу РАППа, в итоге не дало очевидных преимуществ никакой из сторон. На встрече с РАППовцами Сталин подверг их критике: «Вы выдвигали и расхваливали своих, выдвигали подчас не в меру и не по заслугам, замалчивали и травили писателей, не принадлежащих к вашей группе, и тем самым отталкивали их от себя, вместо того чтобы привлекать их в нашу организацию и помогать их росту…».
17 августа 1934 года в Москве открылся Первый съезд писателей СССР, который, стал важной вехой в истории советской литературы и искусства. Это событие не только объединило писателей со всего Советского Союза, но и заложило основу для развития нового литературного направления — социалистического реализма, который впоследствии стал доминирующим стилем в советском искусстве.
Съезд преследовал несколько ключевых целей:
- Консолидацию писательских сил: создание Союза писателей СССР, который бы объединил всех литераторов страны и стал инструментом для реализации государственной культурной политики.
- Утверждение социалистического реализма: определение основного метода советской литературы, который должен был отражать социалистическую действительность и способствовать воспитанию нового человека.
- Определение места литератора в процессе строительства социализма и его ответственности перед обществом.
На съезде был официально провозглашен метод социалистического реализма, который должен был стать основным направлением в литературе и искусстве. Социалистический реализм предполагал правдивое изображение действительности в ее революционном развитии, акцентируя внимание на положительных героях и оптимистическом взгляде на будущее. Литература должна была вдохновлять людей на трудовые подвиги и укреплять веру в коммунистические идеалы.
В работе съезда принял участие 591 участник. Вот как позже описал в мемуарах происходящее Евгений Шварц, автор пьесы «Обыкновенное чудо»:
«Съезд — праздничный, слишком праздничный, не сражение, а парад. Смутное ощущение неловкости у всех. Еще вчера все было органичней. РАПП был РАППом, попутчики — попутчиками. Первый пользовался административными приемами в борьбе, вторые возмущались. И вот всем предложили помириться и усадили за один стол, и всем от этого административного благополучия неловко… Говорит о доверии к писателям Эренбург. Горький, похожий на свои портреты, отлично, строго одетый, в голубоватой рубашке, модной в те дни, с отличным галстуком, то показывается в президиуме, то исчезает, и мне чудится, что ему неловко, хотя он и является душой происходящих событий. Доклад Горького, во время которого москвичи спокойно выходили из зала, не скрывая, что им неинтересно. Толпа вокруг здания Дома Союзов, разглядывающая делегатов. Позорное чувство собственной неизвестности…
После съезда устроен был большой банкет. Столы стояли и в зале, и вокруг зала в галереях, или как их назвать. Я сидел где-то в конце, за колоннами. Ходили смутные слухи, — что, мол, если банкет будет идти спокойно и чинно, — то приедут члены правительства. Однако банкет повернул совсем не туда. Особенных скандалов, точнее, никаких скандалов не было. Но когда Алексей Толстой, выйдя на эстраду, пытался что-то сказать или заставить кого-то слушать, — на него не обратили внимания. Зал гудел ровным, непреодолимым ресторанным гулом, и гул этот все разрастался. Не только Толстого — друг друга уже не слушали… Не было и подобия веселого ужина в своей среде. Ресторан и ресторан. У меня заключительный банкет вызвал еще более ясное чувство неорганичности, беззаконности происходящего, чем предыдущие дни…».
После съезда
В течение года членами Союза писателей стали 2500 человек, из которых 1500 действительных и около 1000 кандидатов. В 1989 году СП включал в себя 9920 членов.
Первым председателем правления Союза писателей СССР был Максим Горький, фигура достаточно компромиссная и в то же время, как объединяющая разные направления — реализм, романтизм, экспериментальные формы и т.д. Он формально занимал эту должность до 1936 года, после чего его сменил вернувшийся из эмиграции «независимый» Алексей Толстой (с 1936 по 1938), а затем экс-РАППовец Александр Фадеев (с 1938 по 1944 и с 1946 по 1954 годы). В 1944 году председателей стал бывший «серапионов брат» Николай Тихонов, в 1954 года снова экс-РАППовец Алексей Сурков, в 1959 снова «серапионов брат» Константин Федин.
Однако многим литераторам не повезло. Так, Леопольд Авербах, одна из главных фигур в РАППе, человек, принимавший участие в подготовке первого съезда и разгроме писательских организаций, был арестован в апреле 1937 года как родственник Генриха Ягоды и расстрелян в августе того же года. Подверглись репрессиям еще около 50-60 участников первого съезда. В годы войны многие из них отправились на фронт, где служили фронтовыми корреспондентами.
Писательский союз не был первой объединенной организацией. В 1931 году был создан Союз художников, в 1932 — Союз композиторов и Союз архитекторов. Но именно писатели провозгласили соцреализм, который стал универсальным методом, применяемым во всех творческих сферах. А съезд писателей заложил основы единой культурной политики, которая охватывала все виды искусства — от живописи до кино.
Съезд также способствовал формированию новой роли художника в обществе. Творец теперь рассматривался как активный участник социалистического строительства, ответственный за воспитание масс и формирование общественного сознания.
Создание Союза писателей СССР стало важным шагом в консолидации литературных сил страны. Однако это также привело к усилению контроля государства над творческой деятельностью, что в дальнейшем сказалось на свободе самовыражения писателей.
Однако несмотря на колоссальные усилия по поддержанию писательского единства, соцреализм довольно быстро исчерпал себя. Сначала свои коррективы внесла война, а в конце 60-х начались поиски новых художественных форм и появилось многообразие. А в 70-80-е, несмотря на утверждение примата метода социалистического реализма с высоких трибун, метод уже не воспринимался творцами как руководящий.
#АлександрЕршов #ИсторияРоссии